Российские нефтяные компании, и прежде всего Роснефть и Сургутнефтегаз, неоднократно обращались к правительству с просьбой перенести сроки перехода на выпуск топлива более высоких стандартов. С 1 января 2013 года в РФ запрещено обращение топлива стандарта ниже Евро-3, а на производство Евро-5 все отечественные нефтяники должны перейти уже с января 2016 года.
Роснефти в ближайшее время придется серьезно потратиться на приобретение 100% ТНК-ВР. Известно, что за покупку предстоит заплатить $11,6 млрд ВР и $27,3 млрд консорциуму AAR. Кроме того, у госкорпорации есть план вложить в строительство НПЗ в Московской области мощностью 12 млн тонн около $7 млрд.
В связи со всем этим возникает вполне закономерный вопрос, уложится ли Роснефть в установленный техрегламентом срок по переходу на топливо стандарта Евро-5, ведь модернизация нефтеперерабатывающих заводов требует значительных инвестиций.
Роснефти принадлежит семь крупных НПЗ на территории РФ (Туапсинский, Комсомольский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарская НХК), шесть мини-заводов по переработке нефти, а также 50% в компании Ruhr Oel GmbH, которая владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Германии. По итогам 2012 года общий объем производства нефтепродуктов на российских НПЗ Роснефти составил 48,8 млн тонн, что оказалось всего на 0,4% выше показателя предыдущего года.
Стоит отметить, что выход светлых нефтепродуктов компании в 2012 году составил 57%, производство топлива стандарта Евро-3 и выше увеличилось на 25% по отношению к предыдущему году и достигло 10,9 млн тонн.
Что касается инвестиций в модернизацию перерабатывающих мощностей, то Роснефть в период с 2008 по 2012 годы направила на эти цели 250 млрд руб. В 2012 году Роснефть осуществила запуск установок коксования и риформинга на Комсомольском НПЗ, завершила строительство установки первичной переработки на Туапсинском НПЗ. На сегодня компания строит 30 новых установок и две установки реконструирует.
С 2013 по 2016 год планируются вложения в развитие на сумму 540 млрд руб., что является довольно высоким объемом инвестиций. Для сравнения, в 2012 году общие капитальные затраты Роснефти составили 466 млрд руб.
Резкий рост долговой нагрузки и увеличение инвестиционной программы может быть негативно воспринято инвесторами Роснефти, что грозит ей снижением капитализации. По этой причине компания пытается растянуть инвестиции в модернизацию своих НПЗ на более длительный срок.
Однако стоит заметить, что, по мере того как Роснефть растягивает сроки модернизации, возникает упущенная выгода от разницы акцизов на топливо более низких и более высоких стандартов. Напомню, что российские власти повышают акцизы на Евро-5 менее резкими темпами, нежели налог на топливо более низких стандартов. Так, с 1 января 2013 года существенно повысились акцизы на бензин классов 3 и 4, а также на дизтопливо всех классов, в то время как акцизная ставка на бензин Евро-5 осталась неизменной. Акцизную ставку на Евро-5 с 1 июля 2012 года даже понизили, в то время как акцизы на Евро-2 и Евро-3 росли.
Например, Лукойл полностью перешел на выпуск топлива Евро-5 с июля 2012 года, и уже по итогам девяти месяцев 2012 года производство высокооктановых бензинов у компании выросло на 8,5%, до 5,1 млн тонн. С января по сентябрь 2012-го выручка от реализации нефтепродуктов увеличилась на 11,6% и составила $76 млрд. Благодаря ускоренной модернизации мощностей Лукойл сможет добиться лучших показателей в сегменте переработки, нежели другие компании отрасли.
Если Роснефть не успеет полностью модернизировать свои НПЗ к 2016 году, это может вылиться в определенные потери не только от разницы акцизов на Евро-5 и других видов топлива, но и от того, что компания с 2016 года попросту не сможет продавать часть продукции своих заводов на территории РФ.
Отмечу, что в условиях и без того высоких планируемых затрат компании позитивным фактом стала новость о вероятном отказе от планов по строительству НПЗ в Подмосковье. Роснефть предпочтет направить средства на модернизацию уже имеющихся мощностей.
Целевая цена по акциям Роснефти ? 288 руб.
Мы в телеграм:
Сибур построит фабрику катализаторов для нефтехимии в Казани мощностью 1 тыс т
Запуск 1-й линии — производства хромовых катализаторов — запланирован на…
Акции Россетей на Мосбирже росли более чем на 2%
динамика отмечена после того, как президент РФ разрешил «Федеральной сетевой…
21 февраля бензин Аи-92 подешевел на бирже на 3,7%, бензин Аи-95 — на 2,9%
Цена бензина Аи-92 снизилась до 50,298 тыс руб за т,…
Программу догазификации могут распространить на 22 села Горного Алтая
В Майминском и Чемальском районах.
До 13% всего потребляемого ЕС газа поступает из РФ
Это не страны ЕС покупают этот газ — это компании,…
Эксперт РУСЭЛ примет участие в индийской выставке ELECRAMA
Ожидается, что выставку ELECRAMA посетит более 400 тысяч человек.