Новости энергетики 16+

Михаил Фридман ищет союзников в ВР

Совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман провел новые встречи с акционерами ВР, которые владеют 2,7% британской компании. По мнению господина Фридмана, они должны подтолкнуть ее менеджмент к активным действиям: согласиться на предложение AAR о продаже консорциуму 25% акций ТНК-ВР, либо, наоборот, выкупить его долю за деньги и акции. ВР официальных предложений от AAR не получала, но по-прежнему не готова задействовать в сделке свои собственные акции, пишет «Коммерсантъ».

В четверг и пятницу совладелец ТНК-ВР Михаил Фридман и глава консорциума ее российских совладельцев AAR Стэн Половец провели в Нью-Йорке и Бостоне серию встреч с американскими акционерами ВР, рассказали источники, знакомые с ситуацией. Диалог шел с инвестфондами, которые в общей сложности владеют 2,7% акций ВР. Первая подобная встреча состоялась в середине июня в Лондоне. В ВР и ТНК-ВР ее подробности не комментируют.

Как рассказали источники, близкие к акционерам ТНК-ВР, на встрече с инвестфондами Михаил Фридман снова поднял вопрос о том, что действующая структура акционеров себя изжила. «Мы открыто сказали об этом акционерам ВР. По-моему, они хорошо это понимают»,— заявил господин Половец. Источник, близкий к ВР, считает, что «AAR хочет через акционеров повлиять на менеджмент британской компании, заставить согласиться на предложенные условия». «Но акционеры поддерживают менеджмент»,— убежден он.

Существует как минимум два варианта изменения структуры акционеров ТНК-ВР. Несколько месяцев назад AAR предложил ВР продать 25% в ТНК-ВР за $7 млрд. При этом консорциум готов рассмотреть и возможность своего выхода из компании в течение пяти-семи лет в обмен на деньги и акции самой ВР. ВР официально хочет выйти из ТНК-ВР и якобы в начале июня получила предложения от потенциальных покупателей. Вариант AAR британцев совершенно не устраивает. «ВР не будет использовать свои акции в сделке,— говорит собеседник, близкий к компании.— А сумма в $7 млрд за 25% в ТНК-ВР просто нерыночная». «Безусловно, само разрешение вопроса может быть растянуто во времени,— заявил Стэн Половец.— Но оба акционера уже сейчас должны иметь четкое представление о порядке и сроках выхода из сложившейся ситуации и учитывать это при принятии стратегических решений в отношении развития ТНК-ВР».

Официальное предложение, которое AAR должен сделать ВР после ее заявлений о выходе, может быть отправлено до 19 июля. Собеседники, близкие к ТНК-ВР, считают, что других реальных предложений у ВР нет. «Российские госкомпании не раз заявляли, что не рассматривают для себя варианты вхождения в ТНК-ВР, а у китайских будут сложности с получением поддержки на государственном уровне»,— говорит собеседник. Для крупных западных концернов, по его мнению, перспектива заплатить полную стоимость акций за возможность войти в проблемное соглашение акционеров ТНК-ВР «вряд ли станет привлекательной». В любом случае пока никто не запрашивал у AAR разрешения ознакомиться с соглашением, из чего в консорциуме и сделали вывод об отсутствии у ВР предложений.

Тупик, в который зашли переговоры сторон, лишает их владельцев дивидендов от ТНК-ВР. Сейчас в совете директоров компании не хватает одного независимого участника, а по условию соглашения акционеров выплаты утверждаются только в случае кворума. ТНК-ВР не выплачивала дивиденды по итогам первого квартала и пока не может это сделать и по итогам второго.

Константин Черепанов из UBS отмечает, что практика встреч акционера компании с владельцами ее партнеров «стандартная для западного мира». AAR в любом случае сейчас заинтересована в поиске сторонников, которые смогут повлиять на решение менеджмента ВР, говорит аналитик. Подобная ситуация была в 2006 году, когда «Северсталь» Алексея Мордашова пыталась слиться с Arcelor, но процессу помешала Mittal Steel. Тогда господин Мордашов проводил регулярные переговоры с миноритариями Arcelor, но ему это не помогло.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх