Новости энергетики 16+

Газпром борется за место в Польше

Затихший было корпоративный конфликт «Газпрома» и польской госкомпании PGNiG в рамках СП Europolgaz, владельца польского участка газопровода Ямал—Европа, разгорается с новой силой, пишет «Коммерсантъ». По данным издания, «Газпром» не признает назначение в правление компании новых представителей от PGNiG. Причины конфликта не поясняются, но эксперты полагают, что «Газпром» хочет добиться появления более лояльных ему менеджеров.

 

Польская госкомпания PGNiG сообщила, что на собрании акционеров Europolgaz 28 ноября она провела в правление двух своих представителей — Казимежа Новака и Томаша Флиса. Они займут должности главы правления и его второго заместителя и заменят Мирослава Добрута и Здзислава Ямку, ушедших в отставку 8 ноября. В тот день правление должно было рассмотреть финансовый отчет Europolgaz, но не смогло этого сделать из-за отставок. Польские акционеры пытались в тот же день избрать новых представителей, но «Газпром» отказался участвовать в голосовании. Europolgaz осталась без полного состава правления и без возможности заключать контракты с третьими сторонами.

Europolgaz учреждена в 1993 году по межправительственному соглашению между Россией и Польшей для строительства и эксплуатации польского участка газопровода Ямал—Европа длиной 684 км. «Газпром» и PGNiG владеют в СП по 48%, еще 4% принадлежат де-факто подконтрольной PGNiG компании Gas-Trading. По акционерному соглашению Europolgas в его правление входят по два представителя основных акционеров.

Польские акционеры Europolgaz назначили новое собрание на 12 ноября, но представители «Газпрома» и на него не пришли. Тогда PGNiG через окружной суд Варшавы назначила адвоката Петра Садовника куратором (опекуном) и созвала на 28 ноября еще одно собрание, на котором, благодаря опекуну и несмотря на отсутствие «Газпрома», назначила новых членов правления.

«Газпром» не комментирует ситуацию. Но, как рассказал источник, знакомый с позицией компании, монополия не признает итоги собрания акционеров. Собеседник отмечает, что, по акционерному соглашению Europolgaz, отставку членов правления может принять только собрание акционеров с полным кворумом, чего до сих пор не произошло. Утверждать членов правления также должны все акционеры. Другой источник сообщает, что «польские партнеры повели себя не просто странно, а неожиданно странно», и полагает, что конфликт не завершен. Но какими могут быть ответные действия, собеседники не пояснили.

Дмитрий Крупышев из Legal Capital Partners не видит ничего странного в том, что польский суд назначил опекуна. «Очевидно, что суд должен был принять во внимание условия акционерного соглашения, то есть он просто обеспечил некую преемственность в деятельности компании»,— полагает эксперт, добавляя, что «Газпром», скорее всего, сможет оспорить решение суда.

Ни одна из сторон конфликта не объясняет его причин. В польских СМИ популярна версия, по которой отставка Мирослава Добрута является следствием весеннего скандала с меморандумом о второй очереди Ямал—Европа, подписанным господином Добрутом и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Документ предусматривал возможное увеличения мощности газопровода на треть и не был юридически обязывающим, но премьер Польши Дональд Туск заявил, что руководство страны не было поставлено о нем в известность. После этого в отставку отправили министра госказны Миколая Будзановского и главу PGNiG Гражину Петровску-Оливу. В «Газпроме» тогда говорили, что скандал не скажется на ТЭО второй очереди Ямал—Европа, которое должно было быть сделано к октябрю. Но в октябре зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев высказал мнение, что в обозримом будущем компании не понадобятся новые трубопроводы в Европу.

Это далеко не первый конфликт акционеров в Europolgaz. Еще в 2005 году после ввода газопровода Ямал—Европа в строй Варшава потребовала повысить ставку транзита. Не согласившись с этим, «Газпром» ежегодно платил Польше на $50–70 млн меньше, чем она требовала. За пять лет недоплата достигла $250–300 млн, а Варшава в ответ отдала «Газпрому» не 50% акций, а 48%.

Глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик отмечает, что предыдущие польские представители в Evropolgaz были лояльны монополии, «Газпром» легко находил с ними общий язык. «Те кандидатуры, которые поляки внесли сейчас, могут, напротив, создавать сложности “Газпрому”, согласовывая все решения с польскими политиками,— полагает он.— Отказ “Газпрома” их поддержать — это торг, направленный на то, чтобы определить более лояльных претендентов».

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх