ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Энергокризис в Европе: какие факторы привели к рекордному падению спроса на природный газ в 2022 году?

После начала военных действий на Украине и резкого роста цен на энергоносители спрос на природный газ в Европейском Союзе упал в 2022 году на 55 млрд куб. м, или на 13%, что стало самым резким падением в истории. Снижение эквивалентно количеству газа, необходимому для снабжения более 40 миллионов домов. Каковы были основные причины этого снижения? В этой статье аналитики МЭА оценивают, как изменения в структуре энергопотребления, экономической активности, погоде, поведенческих изменениях и других факторах привели к такому резкому изменению потребления природного газа.

Более мягкие зимние температуры, безусловно, сыграли свою роль. Однако не все погодные условия привели к сокращению потребления газа – малое количество осадков в Южной Европе привело к очень плохому году для гидроэнергетики и увеличило спрос на газовую электроэнергию. Изменения, обусловленные политикой, были жизненно важны, в первую очередь рекордное увеличение мощности ветра и солнечной энергии. Высокие цены также сыграли значительную роль в снижении спроса, особенно в газоемких промышленных секторах. Однако степень, в которой они привели к постоянному сокращению спроса, остается неясной.

Как отметил исполнительный директор МЭА Фатих Бирол, важно отдать должное правительствам за то, как они отреагировали на этот крупный и сложный энергетический кризис.Политические меры, такие как схемы поддержки возобновляемых источников энергии, гранты и льготные кредиты на модернизацию жилья и установки тепловых насосов, наряду с кампаниями по стимулированию изменения поведения, сыграли свою роль в сдерживании спроса на газ. Быстрая адаптация к снижению экспорта российского газа и повышению цен также стала возможной благодаря десятилетиям реформ и политических инициатив, которые позволили крупным потребителям снизить потребление, заняться импортозамещением и использовать альтернативные источники поставок через хорошо разветвленную европейскую газовую сеть. Тем не менее, продолжаются активные дебаты о том, какой вес следует придавать каждому фактору в снижении спроса на газ.

Энергетика была единственной отраслью, в которой спрос на газ превысил уровень 2021 года, причем некоторые заметные изменения были вызваны:

  • Возобновляемые источники энергии, особенно ветровые и солнечные.Благодаря постоянной политической поддержке возобновляемых источников энергии, в 2022 году в Европейском союзе было установлено около 50 ГВт ветровой и солнечной энергии, что является рекордным показателем. Эти дополнения позволили избежать потребности примерно в 11 млрд. куб. м природного газа в энергетическом секторе – крупнейшего структурного фактора снижения спроса на природный газ.
  • Ядерная и гидроэнергетика.Резкое годовое снижение производства как атомной, так и гидроэнергетической энергии привело к росту спроса на газовую энергию, что привело к небольшому общему чистому увеличению спроса на газ в энергетическом секторе.
  • Снижение спроса на электроэнергию. Спрос на электроэнергию в ЕС упал примерно на 3% в 2022 году. Это означало, что удалось избежать сокращения спроса на газ примерно на 14 млрд. куб. м. Погода сыграла свою роль в снижении спроса на электроэнергию, несмотря на то, что более высокие летние температуры и засуха привели к росту производства электроэнергии на газе в некоторых частях Европы.

Строительный сектор, включающий как домашние хозяйства, так и общественные и коммерческие помещения, потребил на 28 млрд куб. м меньше природного газа, чем в 2021 году, что почти на 20%:

  • Погодные эффекты. Количество дней в градусах тепла – показатель того, сколько энергии требуется для обогрева здания из–за более холодной погоды — в среднем по Европейскому союзу в 2022 году было на 12% ниже, чем в 2021 году, что снизило потребности в отоплении помещений. Есть разные способы объяснить изменения спроса на газ погодными условиями, но это может объяснить снижение потребления природного газа в зданиях на 18 млрд. куб. м.
  • Поведение и переключение на топливо. По нашим оценкам, в условиях высоких цен изменения в поведении, растущая топливная бедность и переход на новое топливо в жилом и коммерческом секторах сократили спрос на природный газ в зданиях как минимум на 7 млрд. куб. м. Данные выборки поставщиков интеллектуальных термостатов показывают, что потребители снизили свои термостаты в среднем примерно на 0,6 ° C. Такие корректировки были, в частности, ответом на проводимые правительством кампании по сокращению спроса на энергию (в соответствии с планом МЭА из 10 пунктов). Дополнительная экономия появилась благодаря усилиям по сокращению потребления отопления и горячей воды в коммерческих и общественных зданиях. Другим фактором была топливная бедность: многие уязвимые потребители сократили потребление, потому что не могли позволить себе более высокие счета, что привело к холоду в домах или переходу на более дешевые, а иногда и более загрязняющие виды топлива, такие как древесные гранулы, древесный уголь, отходы или низкокачественный мазут.

Эффективность, включая тепловые насосы. По оценкам, улучшение энергетических характеристик зданий, включая повышение эффективности, а также замену котлов, привело к сокращению спроса на природный газ примерно на 3,5 млрд. куб. м. Это структурное сокращение потребления природного газа во время сезонных пиков сохранится и в последующие годы. В течение 2022 года было установлено около 2,8 млн тепловых насосов, что позволило сэкономить около 1,4 млрд куб. м. Также был отмечен рост эффективности в промышленности, а также в энергетическом секторе, где эффективность парка электростанций, работающих на газе, была незначительно выше, чем в 2021 году.

В промышленном секторе потребление газа сократилось на 25 млрд. куб. м, или примерно на 25%.

Сокращение производства. Энергоемкие отрасли первыми отреагировали на шок цен на газ в Европейском союзе. Несколько заводов сократили производство, а в некоторых случаях импортировали готовую продукцию из-за пределов ЕС вместо того, чтобы производить ее внутри страны по более высокой цене. Это привело к сокращению потребности примерно на 13 млрд куб. м природного газа, при этом почти половина этого объема приходится на производство удобрений. Некоторые отрасли промышленности также сократили свои потребности в газе за счет увеличения импорта промежуточных газоемких товаров, что позволило общему объему производства конечной продукции практически не измениться. Это объясняет, почему промышленное производство в газоемких секторах, таких как производство удобрений, стали и алюминия, упало в среднем примерно на 8% в 2022 году в ЕС, что меньше соответствующего сокращения потребления газа.

Переключение на топливо. По нашим оценкам, в промышленном секторе произошло около 7 млрд. куб. м перехода с газа на нефть.
В целом, все эти факторы вместе способствовали падению спроса на природный газ на 13% за один год. Наибольшее сокращение в процентном выражении произошло в странах-членах ЕС Северной и Северо-Западной Европы, где потребление газа сократилось в промышленности, зданиях и энергетике. Некоторые из этих факторов можно считать циклическими или временными, такими как изменение цен на топливо или погодные условия. Другие, такие как увеличение возобновляемых мощностей, повышение эффективности и продажи тепловых насосов, носят структурный характер, закладывая основу для долгосрочного сокращения спроса на газ. Есть и менее желательные структурные изменения, такие как постоянное закрытие заводов или предприятий. В середине находятся такие изменения, как добровольные действия по сокращению спроса или импортозамещение для регулирования более высоких цен, которые могут не выдержать, если баланс на газовых рынках восстановится и цены вернутся к средним историческим значениям.

Несмотря на это историческое падение спроса, расходы ЕС на импорт газа в 2022 году составили около 400 миллиардов евро, что более чем в три раза превышает уровень 2021 года. Доля России в общем спросе на природный газ в ЕС упала с 40% в 2021 году до менее 10% к концу 2022 года, но резкое повышение цен, тем не менее, обеспечило России значительный доход в течение 2022 года. Цены на газ упали с недавних максимумов, и, по данным Министерства финансов России, доходы от природного газа упали более чем на 40% за первые два месяца 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

По мере приближения к 2023 году напряженность на газовом рынке Европы значительно снизилась благодаря благоприятным погодным условиям и своевременным политическим действиям. Тем не менее, поставки газа в 2023 году будут оставаться ограниченными с необычно широким диапазоном неопределенностей и рисков. К ним относятся возможность полного прекращения поставок российского трубопроводного газа в Европейский Союз, а также потенциальное сокращение поставок СПГ по мере восстановления импорта СПГ в Китай. Погодные факторы — например, засушливое лето или холодная зима в конце 2023 года – могут оказать дополнительное давление на газовые рынки. Сохранение сильного импульса роста возобновляемых источников энергии, наблюдаемого в 2022 году, также потребует постоянных политических усилий.

Признавая эти риски, МЭА провело специальное министерское совещание в середине февраля. В нем приняли участие правительства сорока стран, которые обсудили, как повысить безопасность поставок газа, и подчеркнули необходимость структурного сокращения спроса на газ и расширения диалога между потребителями и ответственными производителями газа.

Такие усилия необходимы для управления текущими рисками поставок без ущерба для экономической активности или ущерба для климатических целей. Глобальные выбросы CO2 от природного газа сократились в 2022 году на 115 миллионов тонн, причем только на Европейский союз приходится более 100 миллионов тонн этого сокращения. Это было более чем компенсировано ростом выбросов, связанных с углем и нефтью, но рост общих выбросов CO2, связанных с энергетикой, во всем мире был бы в три раза выше, если бы в 2022 году не были достигнуты быстрые темпы внедрения экологически чистой энергии. Благодаря дополнительной государственной поддержке и еще более благоприятной экономике объем добавленной мощности возобновляемых источников энергии во всем мире вырос примерно на четверть в 2022 году; мировые продажи электромобилей выросли почти на 60%, а инвестиции в энергоэффективность резко возросли. Содействие этим долгосрочным решениям глобального энергетического кризиса – как в Европе, так и за ее пределами – должно оставаться краеугольным камнем европейской политики в области энергетики и климата.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх