ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Кабмин уже предпринял ряд мер по стабилизации рынка нефтепродуктов в опте и рознице

Правительство в настоящий момент уже предприняло ряд мер по стабилизации ситуации как на оптовом, так и на розничном рынке нефтепродуктов, в частности, нефтяным компаниям уже рекомендовали увеличить загрузку НПЗ для удовлетворения растущего спроса. Стабилизации будет также способствовать решение увеличить минимальный уровень продажи топлива на бирже и корректировка демпфирующего механизма. Это следует из сообщения Минэнерго, предоставленного ТАСС.

«В свою очередь нефтегазовые компании уже держат поставки топлива на рынок на высоком уровне. Свой положительный эффект на рынок для поддержания объемов реализации моторного топлива на бирже, а также снижения ценового давления в ближайшее время продемонстрируют принятые изменения в совместный приказ Минэнерго и ФАС по увеличению минимальной величины продаваемых на бирже бензинов до уровня 11% и дизельного топлива до 7,5%», — отметили в Минэнерго.

«При этом экономическая эффективность нефтепереработки и реализации на топлива на АЗС будут также поддержаны решением правительства по корректировке параметров специального демпферного механизма», — добавили в пресс-службе.

Розничный топливный рынок

Рост стоимости бензина и дизельного топлива на АЗС в первую неделю марта связан с общим изменением индекса потребительских цен с начала года, а также с увеличением оптовых цен из-за сезонного роста спроса на топливо. В настоящий момент министерство мониторит ситуацию на рынке АЗС и предпринимает меры, чтобы сохранить увеличение цены бензина и дизеля на АЗС на близком к инфляции уровне.

«Текущее изменение цен нефтепродуктов в рознице в первую неделю марта связано с общим изменением индекса потребительских цен (ИПЦ) с начала года, колебаниями оптовых цен внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса на топлива, а также частично возросшего на фоне заморозков спроса на основные топлива», — сказали в Минэнерго.

Ранее Росстат сообщал о подорожании топлива в рознице в начале марта — так, средняя розничная цена бензина Аи-92 выросла на 11 копеек — до 44,38 рубля, Аи-95 — тоже на 11 копеек, до 48,03 рубля. В целом рост стоимости топлива за первую неделю марта достиг 0,3% при общей инфляции в 0,2%.

«Минэнерго России продолжает регулярный мониторинг топливного рынка как в части достаточности поставок, так и сохранения конечных цен на близком уровне к инфляции», — добавили в министерстве.

Для сохранения стабильного снабжения потребителей и поддержания объемов биржевых торгов, правительством РФ уже сделаны рекомендации нефтяникам увеличить загрузку НПЗ для полного удовлетворения растущего спроса внутреннего рынка. Этому в том числе поспособствует договоренность о наращивании добычи Россией в рамках соглашения ОПЕК+.

Сообщалось, что по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК Россия на 9 марта 2021 года увеличила запасы бензина на 2,2% по сравнению с 2 марта — до 1,553 млн тонн, дизельного топлива выросли на 3,1% — до 2,758 млн тонн. 88% от объема производства бензина было направлено на российский рынок, остальные 12% — на экспорт. 53,7% от объемов дизеля пошли на рынок РФ, 44,3% — за границу.

Правительство рекомендовало российским нефтяным компаниям нарастить к 1 июня 2021 года коммерческие запасы бензина до 1,8 млн тонн. В нем также подтверждалась рекомендация увеличить к 1 мая запасы бензина до 1,6-1,7 млн тонн. Кроме того, замминистра энергетики Павел Сорокин говорил, что кабмин рекомендовал нефтяникам нарастить производство нефтепродуктов в феврале 2021 года.

Оптовый топливный рынок

Цена автомобильного бензина марки «Регуляр-92» (Аи-92) выросла на торгах в пятницу до 55,75 тыс. рублей за тонну, обновив достигнутый в мае 2018 года исторический максимум. Поздее цена пошла вниз.

10 марта правительство приняло решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен на АЗС не выше годовой инфляции. Таким образом, формула демпфера была скорректирована в пользу нефтяников, о чем они неоднократно просили ранее.

В настоящий момент топливный рынок регулируется в том числе демпфирующим механизмом. Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Эксперты ранее говорили ТАСС, что розничный, оптовый и мелкооптовый рынки находятся на грани рентабельности в текущих налоговых условиях. На прошлой неделе цена нефти выросла до более $69 за баррель из-за решения ОПЕК+ сохранить в апреле квоты на добычу для всех стран, кроме России и Казахстана. Это спровоцировало в том числе рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо.

Старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов сообщил ТАСС, что корректировка демпфера приведет к увеличению выплат нефтяникам по этому механизму, что положительно скажется на экономике НПЗ, в частности тех, кто поставляет значительные объемы моторных топлив на внутренний рынок.

«Если условные цены в формуле демпфера будут проиндексированы по фактическим значениям темпов инфляции потребительских цен на моторные топлива в 2019–2020 гг., то НПЗ сможет получить дополнительно до 0,8 тыс. руб. (на тонну переработанной нефти) в зависимости от доли поставок на внутренний рынок. В целом по отрасли компенсации нефтяникам увеличатся на 135 млрд руб. в годовом выражении», — отметил эксперт.

Он добавил, что из-за корректировки должно снизиться давление на розничный сегмент, который сейчас зажат между сильно увеличившимися оптовыми котировками и розничными ценами, рост которых ограничен инфляцией. «После корректировки демпфера, часть дополнительных выплат будет перераспределена с НПЗ на розничный сегмент путем корректировки цен на оптовом рынке, что также положительно скажется на экономике АЗС», — добавил он.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх