ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Ростех будет производить турбину большой мощности ГТД-110М без партнеров

Проект разработки и обкатки турбины ГТД-110М вышел на завершающую стадию: «Интер РАО» и «Роснано» планируют начать переговоры с «Ростехом» о выходе из консорциума. «Интер РАО» предварительно оценивает свою долю в проекте в 4,5 млрд руб., «Роснано» — в 3,8 млрд руб., следует из презентации «Интер РАО» (материалы опубликованы в Telegram-канале «СоветБезРынка», в «Интер РАО» подтвердили их подлинность), пишет «Коммерсантъ».

Участники рассчитывали стоимость своих долей как сумму вклада в уставный капитал проекта, инвестиций за 2013–2020 годы и премии за риски и успехи. В «Интер РАО» говорят, что решения не приняты. В «Роснано» презентацию не комментируют, но готовы на данном этапе «рассматривать различные варианты выхода по справедливой цене и открыты для возможных переговоров». В «Ростехе» не ответили на запрос.

ГТД-110М — единственная турбина большой мощности российского производства. Ее разработка велась с перерывами с конца 1990-х годов. В 2013 году проектом занялся консорциум ИЦ «Газотурбинные технологии»: 52,95% у «Интер РАО», 42,34% у входящего в «Роснано» Фонда инфраструктурных и образовательных программ, 4,5% у Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) «Ростеха», еще 0,21%— у НП ЦИЭТ. Общая стоимость проекта — 2,93 млрд руб., включая субсидию Минпромторга в 570 млн руб. Вклад «Интер РАО» оценивается примерно в 1,26 млрд руб., «Роснано» вложило около 1 млрд руб., «Ростех» — более 100 млн руб., НП ЦИЭТ — 5 млн руб.

Турбины производит входящий в «Ростех» завод «ОДК-Сатурн», опытные образцы установлены на стенде Ивановских ПГУ (325 МВт, принадлежит «Интер РАО»). Проект сильно затянулся: в 2017 году во время испытаний один из механизмов турбины вышел из строя. Сейчас турбина работает в условиях конкурентного рынка, она наработала около 5 тыс. часов. Однако к проекту остаются вопросы, говорится в материалах «Интер РАО».

Как следует из материалов «Интер РАО», типовые решения дают отрицательный финансовый результат при оценке инвестиционной привлекательности строительства станций на базе ГТД-110М, а предоставляемые гарантии хуже аналогичных предложений на импортных ГТУ.

В «Роснано» дают более высокую оценку результатам работы над турбиной: мощность двигателя увеличена со 110 до 115 МВ, КПД вырос с 35,5% до 37%, а в составе комплексной ПГУ — до 52%, устранены конструктивные недостатки, повышена надежность. «Мы не видим оснований для того, чтобы турбина была неэффективна в существующих рыночных условиях. ГТД-110М обладает конкурентоспособными техническими характеристиками по сравнению с зарубежными аналогами»,— сообщили в «Роснано».

Основной вопрос — где «Ростех» найдет заказчиков для новой турбины. Как говорил в интервью зампред правления УК «Роснано» Юрий Удальцов, мощности «ОДК-Сатурн» позволяют производить по две турбины в год, установка может быть востребована при модернизации ТЭС, а также для СПГ-заводов. «Ростех» пока нашел применение этой турбине только в собственном проекте — Ударной ТЭС в Тамани. Две турбины за 2,6 млрд руб. может купить «Интер РАО», говорится в презентации компании без уточнения целей покупки.

Выход «Интер РАО» из проекта ГТД-110М был предсказуем, поскольку компания имеет собственные планы по локализации турбины с американской GE, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Он отмечает, что «Интер РАО» получило перспективу существенного портфеля заказов — это и возможный заказ 2,5 ГВт для арктического проекта «Восток Ойл», и потенциальный перевод с угля на газ ДПМ-блоков на Черепетской ГРЭС (500 МВт). Этого объема достаточно для окупаемости проекта по локализации иностранной турбины ПГУ при передаче лицензии, а участие сразу в двух проектах привело бы к конфликту интересов, считает аналитик.

Турбины «Ростеха» проходят по требованиям локализации для модернизации старых ТЭС и найдут определенный спрос, полагает эксперт. Однако учитывая существенные планы по выходу на рынок ПГУ-турбин сразу от нескольких игроков («Силовые машины» Алексея Мордашова и немецкий Siemens с «Газпром энергохолдингом»), а также отсутствие у «Ростеха» якорного заказа на среднесрочном горизонте, добавляет господин Скляр, «говорить о безоговорочном будущем успехе этого агрегата пока не приходится».

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх