Актуально
Ремонт поврежденного участка ВЛ-330 кВ Ферросплавная-1 начался у ЗАЭССША разрешили Венгрии покупать российские энергоносители в течение годаСША отменят санкции против строительства АЭС Пакш-2 по проекту РосатомаМаржа АЗС в России в октябре осталась в отрицательной зонеУкраина согласовала новые поставки СПГ из США объемом 300 млн куб мЛукойл теперь может продать зарубежные активы по частям, считают эксперты
В мае стоимость бензина вплотную приблизилась к психологической отметке 30 руб. за литр 95-го. Сейчас самое дорогое топливо в Москве продается на автозаправках ЛУКОЙЛа. При этом цены на фьючерсы на летние поставки топлива уже превысили 30-рублевый рубеж. Чиновники пока не реагируют на рост розницы, но у них вскоре могут возникнуть претензии к нефтяникам, пишет РБК daily.
В январе Минэнерго и нефтяные компании договорились о сдерживании розничных цен на горюче-смазочные материалы до завершения президентских выборов. Первой компанией, которая начала менять ценники на своих АЗС, стал ЛУКОЙЛ. В конце марта он поднял цены на 25 коп. Согласно данным ИАЦ «Кортес», средняя цена бензина АИ-92 по России на 5 мая составила 26,57 руб. за литр (+19 коп. к 7 марта), АИ-95 — 28,64 руб. за литр (+30 коп.).
В настоящее время среди нефтяных компаний самое дорогое топливо, которое реализуется в московском регионе, именно у ЛУКОЙЛа. Такие данные вчера опубликовала Московская топливная ассоциация. Так, литр АИ-95 у компании можно купить по 29,97 руб., у ТНК-ВР — 29,59 руб., у «Татнефти» — 29,48 руб., «Роснефти» — 28,9 руб., дешевле бензин только у «Газпром нефти» — 28,86 руб. (см. таблицу на с. 4). Средняя цена на АИ-95 в столице составила 29,4 руб. (+3 коп. по сравнению со 2 мая).
В «Роснефти» заявили, что не повышали цены с осени прошлого года. Представитель ЛУКОЙЛа сообщил, что компания в течение апреля и первых чисел мая повысила цену на АЗС на 0,75—1 руб. в зависимости от региона. В компании отмечают, что для сдерживания цен на топливо существует много вариантов, основной из которых изменение налоговой политики.
Нефтяники до сих пор рассчитывают, что им компенсируют предвыборную заморозку цен, например снизив экспортные пошлины на темные нефтепродукты. «Нужно, чтобы был баланс. В убыток никто не будет работать», — говорит представитель ЛУКОЙЛа. Он не стал уточнять, сколько компания потеряла от договоренностей с властями. Но в компании напомнили, что, например, в этом году льготы аграриям обойдутся в 2,5 млрд руб. потерь.
В ТНК-ВР пояснили, что компания следует за рыночным трендом исходя из особенностей конкурентной среды в каждом регионе присутствия, баланса спроса и предложения и других рыночных факторов. В «Газпром нефти» от комментариев отказались.
Ситуация, сложившаяся на топливном рынке, была создана искусственно, поэтому рынок ждал закономерного повышения цен на нефтепродукты, отмечает директор по стратегическому развитию «Кортеса» Павел Строков. Это уже произошло на внебиржевом рынке. Теперь идет рост в рознице, в мае—июне он может составить 5—7%.
Но все это происходило на фоне падающих мировых котировок на нефтепродукты, говорит эксперт. В результате запоздалые изменения на рынке привели к тому, что сейчас наблюдается перекос цен на биржевом рынке, что через некоторое время может стать основанием для претензий к нефтяникам со стороны регулирующих органов. Так, цена netback (индекс RTS Oil) на АИ-95 в среднем по России в настоящее время составляет 26,15 тыс. руб. за тонну (19 руб./л), внебиржевая цена — 31 тыс. руб. за тонну (22,6 руб./л), биржевая — 34,74 тыс. руб. за тонну (25,4 руб./л). Для роста розничных цен, по мнению Павла Строкова, возможна такая причина: «Это может быть также следствием недостатка объемов топлива на бирже. Самое время выставить на торги те объемы, которые были зарезервированы для предупреждения подобных ситуаций и о которых так много говорили в последнее время».
По оценке ведущего эксперта инжиниринговой компании «2К» Сергея Воскресенского, в ближайшие три-четыре месяца цены на бензин могут вырасти еще как минимум на 2—3 руб. Срок действия соглашения правительства с нефтяниками истек — все предвыборные и поствыборные мероприятия завершились, поэтому сейчас ничто не сдерживает роста цен на топливо. К тому же компании захотят компенсировать упущенную миллионную прибыль. «В сложившихся условиях у правительства не много инструментов для давления на топливный рынок. Это либо жестким регулированием рынка с помощью ФАС, что после соглашения будет выглядеть не вполне логичным. Либо льготами для игроков нефтегазовой отрасли. Например, установлением сниженных экспортных пошлин на определенный период», — говорит эксперт.
Галина Старинская
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Ремонт поврежденного участка ВЛ-330 кВ Ферросплавная-1 начался у ЗАЭС
Восстановление этой ЛЭП позволит обеспечить ЗАЭС резервным вариантом электроснабжения.
США разрешили Венгрии покупать российские энергоносители в течение года
Будапешт сможет, несмотря на американские ограничительные меры, закупать российские нефть…
США отменят санкции против строительства АЭС Пакш-2 по проекту Росатома
После ввода в строй 2-х новых реакторов ВВЭР-1200 мощность ядерного…
Маржа АЗС в России в октябре осталась в отрицательной зоне
В среднем же маржинальность топливного бизнеса АЗС в октябре составила…
Украина согласовала новые поставки СПГ из США объемом 300 млн куб м
В середине сентября сообщалось, что компания «Нафтогаз» заключила контракты на…
Лукойл теперь может продать зарубежные активы по частям, считают эксперты
Справедливую их стоимость они оценивают примерно в $12 млрд, при…