Энергобезопасность Европы обеспечат не новые маршруты доставки газа в ЕС, а развитая система внутренних газопроводов-интерконнекторов. Так считает глава ENI Паоло Скарони, чья компания является участником проекта газопровода South Stream из России в Европу. Если бы в ЕС была единая энергосистема, нынешнего дефицита газа в период холодов удалось бы избежать без дополнительных закупок российского газа, пишет «Коммерсантъ».
Вчера The Wall Street Journal опубликовала интервью с главой итальянской ENI Паоло Скарони, в котором он высказывается за скорейшее развитие в Европе системы газопроводов-интерконнекторов. По словам топ-менеджера, последние 40 лет страны Европы усиленно строили газопроводы, но большая часть проектов была направлена на импорт газа в ЕС. Система же внутреннего взаимного обеспечения газом стран Европы не развивалась. А если бы она была и газ из Западной Европы мог бы прокачиваться в Восточную, «то эту зиму мы (европейцы.— ред.) спокойно пережили бы без российского газа», заключил господин Скарони.
ENI — один из ключевых партнеров «Газпрома» в проекте South Stream (перспективный газопровод по дну Черного моря в Европу, конкурент Nabucco). Это, впрочем, никогда не мешало Паоло Скарони делать заявления, вызывавшие в «Газпроме» неодобрение, например о необходимости объединения South Stream и Nabucco. Вчера в «Газпроме» слова топ-менеджера не комментировали.
Между тем он считает, что вопрос развития внутренней системы газопроводов в ЕС «политически значим, гораздо более значим, чем строительство газопровода Nabucco» для импорта газа из Азии в ЕС в обход России. Именно в развитие внутренней системы газопроводов упирается вопрос энергобезопасности Европы, говорит господин Скарони. Европа потребляет около 500 млрд куб. м газа в год, из которых около 150 млрд куб. м приходит из России. Италия сильнее всего пострадала из-за недопоставок российского газа в период холодов — дефицит составлял примерно 10-20 млн куб. м в сутки.
Еще лет пять назад система газопроводов Европы была полностью разобщенной, напоминает Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». Но затем ЕС взял курс на создание единого энергорынка, и появилось сразу несколько проектов внутренних газопроводов, которые либо уже связали, либо свяжут Польшу с Чехией и Германией, Болгарию с Румынией, Польшу с Литвой и прочее. Последний проект (Польши и Литвы), добавляет Виталий Крюков из «ИФД-Капитала», был объявлен совсем недавно, при этом он явно носит антироссийский характер. Литва, потребляющая около 3 млрд куб. м газа (российского) в год, собирается по новой трубе импортировать газ из Западной Европы через Польшу. При этом частично это будет тот же российский газ, но который продается в Германии и стоит дешевле, чем в Литве.
Конечно, вопрос создания единой энергосистемы ЕС — это не вопрос завтрашнего дня, продолжает господин Нестеров, но с Паоло Скарони можно согласиться в той части, что ее строительство важнее проектов импорта газа из Азии. Сейчас европейский рынок газа условно можно поделить на четыре-пять отдельных друг от друга зон (Северной, Западной и Центральной Европы, а также Балкан), и в одних наблюдается явный избыток предложения газа, тогда как в других — дефицит, поясняет аналитик. Острее всего дефицит газа в период холодов, напомним, наблюдался в странах Восточной Европы и на Балканах. Если бы внутренняя энергосистема была развита, этого наверняка удалось бы избежать, замечает Валерий Нестеров. Новые же маршруты доставки газа в ЕС пока существуют только на бумаге.
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…