Новости энергетики 16+

РФ призывает к созданию глобальной инфраструктуры по обращению с ОЯТ

Странам, использующим атомную энергию, необходима глобальная инфраструктура по обращению с отработанным ядерным топливом. К созданию такой системы подталкивают уроки аварии на японской АЭС «Фукусима» год назад, считает член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Петр Щедровицкий.

«Один из выводов после «Фукусимы» – это необходимость вновь вернуться к проблемам глобального обращения отработанного ядерного топлива /ОЯТ/. Нужно думать о создании общей инфраструктуры обращения с ОЯТ. Если бы хранилище ОЯТ на АЭС «Фукусима» не попало в зону поражения, экологический урон от аварии был бы гораздо меньше», — сказал Щедровицкий.

Он также полагает, что теперь написание сценариев подобных катастроф не должно ограничиваться пределами атомной станции. «Мы должны рассматривать более широкий контекст, так как очевидно, что авария случилась не по причине плохой работы АЭС, или в связи с тем, что были нарушены какие-то регламенты, а потому что произошел природный катаклизм. Теперь мы обязаны учитывать подобные ситуации при оценке рисков и в методиках оценки безопасности», — пояснил специалист.

Щедровицкий также призывает смотреть на подобные технические объекты «только в логике жизненного цикла». «Нормы безопасности, которые хороши, когда станции десять лет, уже не работают, когда АЭС 40 лет. Поэтому на каждом этапе жизненного цикла подобного сложного технического объекта мы должны менять нормативную базу и требования к работе персонала, оценке отдельных технических решений, которые применяются при модернизации и продлении сроков службы», — уточнил он.

Эксперт отметил, что все эти моменты сейчас обсуждаются профессионалами и «по итогам официального отчета о причинах аварии на «Фукусиме» будет принят целый ряд важных решений». Он напомнил, что сейчас работают российско- японские рабочие группы по оценке технологических решений, направленных на преодоление последствий аварии. «После ратификации соглашения о мирном использовании атомной энергии между Японией и Россией мы получим возможность расширить наше сотрудничество с японскими коллегами», — надеется Щедровицкий.

Заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов считает, что «повышение требований к строительству и эксплуатации АЭС в краткосрочной перспективе приводит к снижению экономической рентабельности атомных проектов, но, с другой стороны, стимулирует инновационное развитие отрасли». «Атомная генерация была и остается одной из ключевых составляющих обеспечения энергетической безопасности в условиях геополитической нестабильности на Ближнем Востоке и нарастания рисков перебоев с поставками углеводородов и очередного скачка цен на нефть и газ», — уверен он. В качестве примера Громов привел Иран, Вьетнам, Бангладеш, Алжир, Венесуэлу и Польшу, которые намерены развивать атомную энергетику.

Начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев добавил, что большинство стран не ориентируются на Германию, заявившую о намерении закрыть все АЭС. Он пояснил, что ФРГ, в отличие от других государств, после ввода в строй первой части газопровода «Северный поток» имеет относительно сбалансированный энергетический баланс. В Азиатско-Тихоокеанском регионе тенденция на развитие атомной генерации еще более очевидна.

Аналитик обратил внимание на то, что в 2011 году общая мировая выработка энергии на АЭС несколько уменьшилась по сравнению с 2010. Однако, по его словам, это связано «с плановым закрытием АЭС в краткосрочной перспективе, поскольку примерно у 50 проц мировых реакторов была преодолена половина расчетного срока эксплуатации». «Основной проблемой отрасли стала острая необходимость принять срочные меры, чтобы произвести требуемую замену оборудования и начать использовать преимущества, которые дает атомная энергетика для снижения выбросов углекислого газа в атмосферу в связи с изменением климата», — уверен Абелев.

Он прогнозирует, что в ближайшем будущем будут исчерпаны имеющиеся мощности для поставок для АЭС, поэтому «лидером в отрасли станет та страна, которая сможет создать региональную производственную базу на основе совместных предприятий, чтобы довести мощности до требуемого уровня». В качестве возможных лидеров эксперт назвал Россию и Китай. «В Китае компания Dongfang Heavy Machinery осуществила поставку для АЭС Лин Ао первого произведенного в Китае цилиндра высокого давления для турбоагрегата, а в России ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» завершило работы по сооружению сверхмощного сталеплавильного комплекса последнего поколения, который производит высокомаржинальные детали для объектов атомной энергетики», — пояснил Абелев.

Он также предупредил, что воспользоваться конкурентными преимуществами сможет та страна, которая «в условиях ограничений, связанных с цепочкой поставок, построит прозрачную систему регулирования и развитую структуру рынка». Главным же, по словам аналитика, станут «построение системы предупреждения возникновения нештатных ситуаций и обеспечения строгого соответствия стандартам качества и безопасности на протяжении всего жизненного цикла атомной станции».

Аналитик инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» Владимир Скляр отметил, что уже «многие страны пытаются занять нишу производителя электроэнергии с атомных электростанций». По его словам, в Европе в этом качестве выступают, например, Чехия и Швеция, а также Россия, которая приступила к строительству Балтийской АЭС в Калининградской области.

Он подчеркнул, что после аварии на «Фукусиме» заказчики АЭС «будут более подробно подходить к разработке тендерной документации и станут скрупулезнее при выборе поставщика оборудования». «Это никак не скажется на основных игроках, таких как «Росатом» или французская «Арева», поскольку их условия технической безопасности никогда и не ставились под сомнение», — уверен Скляр. Эксперт добавил, что после «Фукусимы» портфель заказов на новые АЭС за рубежом у «Росатома» удвоился, что подтверждает высокую репутацию российской госкорпорации.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх