ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Китай высоко уценил российскую нефть

Как стало известно, Россия и Китай урегулировали нефтяной конфликт, который длился больше года. Стороны согласовали изменения в контракте, который раньше российские власти называли «железобетонным». Теперь «Роснефть» и «Транснефть» предоставят CNPC скидку — $1,5 за баррель, а китайская компания полностью погасит долг — $134 млн. Сегодня изменения в контракте, из-за которых «Роснефть» недополучит около $3 млрд, будут одобрены ее советом директоров. В самой компании соглашение считают выгодным, так как китайцы хотели в 10 раз большей скидки, пишет «Коммерсантъ».

«Роснефть», «Транснефть» и CNPC наконец согласовали новые условия поставок российской нефти в Китай, рассказали источники, близкие к переговорам. В контракт сторон будут внесены изменения, по которым «Роснефть» и «Транснефть» предоставят «страновую» скидку CNPC в размере $1,5 с барреля. «Она будет одобрена задним числом, скидка действует с начала ноября прошлого года»,— рассказал один из источников. CNPC, в свою очередь, должна полностью погасить задолженность за поставки нефти с начала 2011 года — в целом $134 млн. «Вся сумма была переведена «Транснефти» еще в середине января»,— рассказал один из собеседников. В «Роснефти», «Транснефти» и CNPC информацию не комментируют.

По словам собеседников, изменения в контракте уже были одобрены на совете директоров «Транснефти» 22 февраля. Сегодня этот вопрос также будет рассматриваться и на совете директоров «Роснефти». При этом для окончательного одобрения новых условий контракта ей придется проводить внеочередное собрание акционеров. По словам одного из источников, оно состоится в заочной форме 9 апреля.

Спорное соглашение было заключено еще в 2009 году. В обмен на кредиты от Банка развития Китая для «Роснефти» и «Транснефти» в размере $15 млрд и $10 млрд соответственно госкомпании обязались в 2011-2030 годах поставлять в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно по трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). Для этого «Транснефть» заключила договор о покупке 6 млн тонн нефти у «Роснефти» по цене, привязанной к стоимости экспорта в Китай. Цена определялась по специальной формуле на базе котировок Argus и Platts FOB в конечной точке ВСТО — порту Козьмино.

Но как только поставки начались, в январе 2011 года, с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент Т, который определял логистические расходы «Транснефти» на доставку нефти. CNPC стала недоплачивать по $13 с барреля, так как получала нефть по отводу от ВСТО — маршруту, который вдвое короче. В «Транснефти» на это заявляли, что на протяжении всей трубы действует единый сетевой тариф, равный 1815 руб. за тонну (около $65). Для российских компаний потери от позиции CNPC на период всего действия контракта могли составить почти $30 млрд.

Договориться на корпоративном уровне у сторон не получалось, к началу лета долг CNPC достиг почти $200 млн. Полностью урегулировать ситуацию не удалось и на уровне правительств двух стран. В ходе очередного раунда энергодиалога в июне CNPC согласилась погасить большую часть долга и снизить размер коэффициента T до $3 за баррель. Это дало вице-премьеру Игорю Сечину повод заявить, что «все противоречия устранены и достигнуто взаимопонимание». Но в «Транснефти» предупредили, что, если CNPC не выплатит долг полностью, российская компания досрочно рассчитается с Банком развития Китая и обратится в международные суды. Источник в самом банке говорил, что «платежеспособность российских компаний вызывает сомнение». При этом в случае остановки поставок, отмечали источники в Минэнерго, «Роснефть» и «Транснефть» «попадали на серьезные проценты».

В октябре стороны снова провели переговоры в рамках энергодиалога. Игорь Сечин и на этот раз уверенно заявил, что «рыночное решение, отражающее параметры рынка, найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии». Вице-премьер заверил, что на корпоративном уровне все будет закреплено в течение нескольких недель. Но переговоры компаний затянулись. По словам источников «Ъ», изменения в контракте были согласованы «Роснефтью», «Транснефтью» и CNPC только в конце декабря. Один из источников «Ъ» отмечает, что «формально T будет равным нулю, а $1,5 — это именно скидка». Детали договоренностей стороны решили не разглашать.

В целом мирное урегулирование спора с китайцами обойдется «Роснефти» примерно в $3 млрд. «Это нормальная сумма, мы на нее готовы»,— говорит один из собеседников. Источник с китайской стороны, близкий к межправительственной комиссии двух стран, называет новую цену справедливой.

Собеседник, близкий к «Роснефти», считает изменения в контракте «победой российской стороны». «Они вообще изначально хотели от нас скидку по $13,5 с барреля, а мы сумели договориться только о $1,5»,— говорит он. При этом источник в «Роснефти» уверяет, что поставки нефти в Китай для компании на данный момент являются самыми выгодными. «По сравнению с западным направлением в течение 2012 года поставки в Китай с учетом новых поправок выгоднее примерно на $600 млн»,— говорит он.

Но эксперты по-разному оценивают новые договоренности. Михаил Перфилов из Argus полагает, что условия поставок должны остаться выгодными для российских компаний, так как Китай сейчас более заинтересован в получении ресурсов, нежели в извлечении «незначительной прибыли». В частности, если до недавнего времени китайские компании не покупали нефть в Козьмино, чтобы не поднимать там цены, к которым привязана цена прямых поставок по ВСТО, то в последние месяцы они стали одними из самых активных покупателей ВСТО, предлагающими достаточно высокие цены.

В то же время управляющий партнер гонконгской Eurasia Capital Сергей Мэн считает, что спор решен в пользу CNPC и это было «предрешено» еще в момент заключения контракта. «Труба была построена на китайский кредит под залог поставок нефти и упирается в единственного потребителя — Китай,— поясняет эксперт.— Было ясно с самого начала, что именно CNPC будет диктовать условия». Обращение в лондонский суд и разрыв контракта, которыми грозила Россия, подчеркивает Сергей Мэн, привели бы к необходимости досрочно вернуть $25 млрд и уплачивать штрафы за досрочное расторжение кредитного соглашения.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх