Актуально
На ВЛ-110 кВ Прогресс — Таврическая в ХМАО завершено строительство ВОЛСТрансмашхолдинг представил дизайн первого водородного поездаОдна из самых мощных в РФ котельных заработает в Волгограде в новом отопительном сезоне153 млн руб задолженности погасили потребители электроэнергии в КЧР в досудебном порядкеБолее 74 тыс зданий в Москве подготовили к отопительному сезонуЦены на бензин на бирже продолжают снижаться
Газпром формально подтвердил декабрьское поручение премьера Владимира Путина перенести строительство Южного потока на более ранний срок. По первоначальным планам оно должно было начаться в 1-м квартале 2013-го, но 20 января глава госкорпорации Алексей Миллер сообщил о переносе начала строительства на декабрь текущего года.
Экономическая целесообразность этого проекта пока остается неясной, а слова о переносе сроков выглядят средством давления на Украину по вопросу передачи ГТС Газпрому. Прежде всего до сих пор не решен вопрос о присвоении Южному потоку статуса трансъевропейской инфраструктуры (TEN — Trans-European Network). По третьему энергопакету либерализации энергетического рынка Газпром должен предоставить доступ к своим газопроводам для независимых поставщиков газа. С ноября прошлого года не появилось никаких новостей об успешном ходе переговоров по этому вопросу, и вероятность уступок со стороны ЕС остается небольшой. Очередная встреча с энергокомиссаром Евросоюза Гюнтером Эттингером состоится в феврале. В случае если Южный поток так и не получит статус TEN, Газпрому при планировании проекта придется рассчитывать мощности не только для себя, но и для сторонних компаний, а это снизит рентабельность проекта.
Стоимость Южного потока и без проблем с третьим энергопакетом очень велика — $15-20 млрд, причем по ходу строительства сумма будет увеличиваться: об этом говорит опыт реализации предыдущих крупных проектов. Представитель госдепа США по энергетике Ричард Морнингстар уже несколько раз дал понять, что Южный поток в принципе невозможно окупить и упорство России в реализации этого проекта — лишь средство воздействия на Украину в переговорах о ГТС.
Если оставить в стороне вопрос об окупаемости Южного потока, то после завершения этого проекта Газпром сможет прокачивать 60 млрд куб. м газа в год в обход Украины. Транзит газа через Украину составляет 100 млрд куб. м, то есть после перераспределения поставок газа в пользу первой ветки Северного потока (22 млрд куб. м) и Южного потока, ее транзитная ГТС будет загружена всего на 18-20%, а после запуска второй ветки Северного потока (22 млрд куб. м) у Газпрома отпадет необходимость в украинской ГТС, а у Украины появится на балансе практически бесполезный актив. В связи с этим не сложно усмотреть в рассуждениях об ускорении ввода Южного потока попытку ускорить разрешение украинского газового вопроса в преддверии выборов.
США и ЕС пытаются противопоставить Южному потоку свой проект газопровода в обход России. Пока главным проектом считается Набукко (32 млрд куб. м в год), но с октября 2011 года США с учетом тяжелой финансовой ситуации в Европе выступают за строительство более дешевого газопровода из Азербайджана через Турцию мощностью 10 млрд куб. м.
Рыночная стоимость ГТС Украины даже с учетом потерь от скидки на газ ($6 млрд в год при сохранении объема закупок в 50 млрд куб. м), и расходов на модернизацию (около $5 за семь лет) будет ниже, чем затраты на Южный поток. В текущей ситуации наиболее вероятным развитием событий по-прежнему является передача Газпрому газотранспортной системы в форме СП в обмен на скидку на газ. В этом случае необходимость в Южном потоке отпадет сама собой, поскольку Газпром будет контролировать все основные газопроводы в западном направлении. Кроме того, уже сейчас можно с достаточной уверенностью говорить о том, что будет построен трубопровод напрямую поставляющий среднеазиатский газ в Европу в обход России.
Разрешение ситуации с ГТС Украины и Южным потоком станет драйвером роста акций Газпрома. Пока бумаги газового концерна корректируются после роста на прошлой неделе, но целевая цена в 244 рубля предполагает хороший (33%), потенциал роста от текущих котировок, рекомендация — «покупать».
Виталий Михальчук, аналитик Инвесткафе
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
На ВЛ-110 кВ Прогресс — Таврическая в ХМАО завершено строительство ВОЛС
Новый цифровой канал протяженностью 117 км будет использоваться для передачи…
Трансмашхолдинг представил дизайн первого водородного поезда
Первые два поезда на водородном топливе для пригородных перевозок на…
Одна из самых мощных в РФ котельных заработает в Волгограде в новом отопительном сезоне
Сейчас техническая готовность объекта составляет 98%.
153 млн руб задолженности погасили потребители электроэнергии в КЧР в досудебном порядке
Более 98,6 млн руб выплатили промышленные предприятия, свыше 22,2 млн…
Более 74 тыс зданий в Москве подготовили к отопительному сезону
В том числе свыше 34 тыс домов; 13 ТЭЦ; более…
Цены на бензин на бирже продолжают снижаться
Бензин АИ-92 подешевел на 1,86%, до 68,548 тыс руб за…