Напряженность вокруг Ормузского пролива обострила многие нерешённые вопросы. В том числе, показала возрастающую роль магистральных нефтепроводов в мире и ускорила многие процессы.
Уже ни для кого не секрет, что в случае закрытия пролива, США пострадают в наименьшей степени. И становится очевидным, что жизненно важный для многих стран вопрос нефтяных поставок из Персидского залива для США становится всего лишь разменной картой для установления контроля над одной из самых крупных нефтетранспортных артерий планеты и как следствие, получения возможности энергетического давления на Китай и страны АТР.
Через пролив осуществляется перевозка 2,9 млрд тонн грузов ежегодно. Порядка 30% грузов приходится на сырую нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент.
20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива. Помимо нефти через Ормузский пролив ежедневно танкерами транспортируется сжиженный газ, экспортируемый в Азию (главным образом в Японию, Южную Корею и Индию), Европу и Северную Америку.
В целом на Ормузский пролив приходится порядка 40% мировых поставок нефти морским путем. «Через Ормузский пролив проходит 16% от объемов мирового потребления нефти. Ежедневно транспортируется через этот коридор 16–19 млн баррелей.
Через Ормузский пролив транспортируется нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта и Катара. Фактически, через него проходит 90% нефти, экспортируемой из Персидского залива.
По данным Министерства энергетики США, которые приводит Time, в 2010 году нефть из Персидского залива шла по следующим направлениям: Япония – 20,1%, Китай – 14,4%, Индия – 13,2%, Южная Корея – 12,9%, США – 9,8%, Сингапур – 5,3%, Тайвань – 4,5%, Таиланд – 3,5%, Нидерланды – 1,9%, Южная Африка – 1,6%.
Во вторник, 18 января Иран объявил своей стратегической задачей защиту пролива, где в настоящий момент находятся ударные группы ВМС США, основные импортеры сырой нефти бьют тревогу, опасаясь срыва поставок и роста цен на нефть. Стремительно меняется баланс сил в мире, возрастает роль трубопроводного транспорта. Недаром срочно был возрождён проект строящегося сейчас в срочном порядке с помощью китайских подрядчиков нефтепровода в обход Ормузского пролива из ОАЭ в порт Фуджейра на берегу Оманского залива. Этот проект начинался еще в 2008 году, хотя его протяжённость составляет всего 480 километров.
К слову, за это время в России Транснефть построила более 5000 километров трубопровода на восточном направлении (проект ВСТО и ВСТО-2) и более 1000 километров по маршруту БТС-2.
В это время США и их ближайший партнёр и сосед – Канада – решили предпринять попытку нового «восточного броска». Премьер-министр Канады С. Харпер в интервью телеканалу СВС заявил, что угрозы Ирана о блокаде Ормузского пролива являются иллюстрацией к тому, насколько критичным является то, что снабжение нефтью США должно быть североамериканским и предложил ускорить решение вопроса о строительстве нефтепровода из канадской провинции Альберта в американский штат Техас. Ранее сообщалось, что США затягивают решение о строительстве нефтепровода под давлением со стороны экологов и исполнение решения о строительстве нефтепровода из Канады Keystone XL будет приостановлено как минимум до президентских выборов 2012 года. Трубопровод протяжённостью в 2,7 тыс. км и стоимостью почти 7 миллиардов долларов должен соединить канадскую провинцию Альберта с побережьем Мексиканского залива в американском штате Техас. Канадская нефть, по замыслу авторов проекта, должна поступать на юг США для переработки на американских заводах.
Следующим шагом является готовность С. Харпера в феврале 2012 г. посетить Китай и предложить китайцам поставки канадской нефти. В декабре 2011 г. С. Харпер заявил по этому поводу в телеинтервью: «Я очень серьезно рассматриваю вопрос о продаже нашей нефти за пределы континента, реализации нашей энергетической продукции на азиатском рынке».
Вместе с тем эксперты говорят о том, что эскалация конфликта скажется абсолютно на всех потребителях нефти. Если пролив закроют, то примерно 20% импортеров нефти будут лишены поступлений.
России в какой-то степени выгодна напряженная ситуация в Ормузском проливе.
На фоне осложнения ситуации для поставщиков углеводородов из Ближнего и Среднего Востока и явных намерений США и Канады контролировать энергетический рынок Китая и АТР Россия стратегически входит в более выигрышную ситуацию. Строительство нефтепроводов ВСТО и ВСТО-2 и двух веток Балтийской трубопроводной системы позволяют в значительной степени обезопасить поставки российских углеводородов от большинства конфликтов: со странами-транзитерами, возможных осложнений ситуации внутри этих стран, а также гарантировать стабильность поставок. При этом экономические показатели построенных в России трубопроводов значительно превышают зарубежные проекты по эффективности вложений. Так, объявленная стоимость строящегося сейчас с срочном порядке нефтепровода в обход Ормузского пролива из ОАЭ в порт Фуджейра на берегу Оманского залива составляет $3,3 млрд за трубу длиной 480 км, то есть $6,9 млн за км. А стоимость второй очереди нефтепровода ВСТО протяженностью более 2000 км составила около $4,5 млн за км. И это при существенной разнице в климатических условиях строительства, труднопроходимой местности, где предварительно необходимо было проложить дороги и линии электропередач.
Аналитики нефтегазовой отрасли считают, что Россия имеет преимущество в конкуренции с другими поставщиками нефти в страны АТР: во-первых, качество нефти сорта «ВСТО», впервые поступившего на мировой рынок в ноябре 2009 года, превосходит по качеству нефть сорта Dubai, являющегося индикатором для азиатского рынка, а во-вторых, нефтепровод имеет более высокую рентабельность, чем морские перевозки. И вполне естественно, что при запуске
ВСТО на полную мощность на российскую нефть постепенно переориентируются такие традиционные потребители ближневосточной нефти как Китай, Южная Корея, Япония, а может быть и другие азиатские страны. Неудивительно, что в этой ситуации Россия стремится активно влиять не только на экономику азиатско-тихоокеанского региона, но и на политическую стабильность, делая намёки, что строительство линейной части трубопроводной системы «ВСТО-2» на стадии завершения, По информации СМИ, подходит к концу строительство НПС, которые обеспечат прокачку десятков миллионов тонн нефти по маршруту и строительство объектов по обеспечению станций электроэнергией идет с опережением даже по отношению к новым срокам, и сдача в эксплуатацию планируется уже на III квартал 2012 г. (ранее сроки сдачи закладывались на IV квартал 2012 г.).
В Ормузском проливе разрядка в ближайшее время пока не предвидится. В марте в Иране грядут выборы, которые будут сопровождаться политической нестабильностью и, учитывая волну арабских революций, без протестов дело не обойдется. «Напряженность будет держаться еще долгое время», – подчеркивают эксперты. А значит и возможности России на установление нового баланса сил на восточном направлении растёт вместе со скоростью строительства ВСТО-2.
Дмитрий Парфёнов
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.