Новости энергетики 16+

Владельцы независимых АЗС Дальнего Востока ополчились против нефтяных монополистов

Руководители независимых АЗС Хабаровска Комсомольска-на-Амуре и Владивостока озадачили власти топливным дефицитом, причину которого они видят в нефтяном монополизме некоторых компаний..

В начале недели 15 руководителей независимых сетей автозаправок из Приморья и Хабаровского края собрались в Дальневосточном объединении промышленников и предпринимателей (ДВОПП) с целью предотвращения топливного кризиса в регионе. Представители нефтяных монополистов («Роснефть» и «Альянса») приглашение проигнорировали. Это не спасло их от резких высказываний собравшихся. Комсомольск-на-Амуре представили четыре владельца автозаправок, столько же предпринимателей прибыло из Владивостока.

«Между нефтяными компаниями существует негласный договор – распределение территорий. Сибирь и Дальний Восток отдан «Роснефти». И с взятыми на себя обязательствами компания не справляется», – сообщил на собрании владелец сети АЗС Владимир Чирсков из Владивостока.

Все началось с 2010 года, когда из оборота стали изымать зимнее дизтопливо. Тогда же все биржевые сделки переместились из московской биржи НБНК в биржу Санкт-Петербурга. Постепенно на биржу стали выставлять меньше горючего, в связи с этим росла и цена. «Роснефть» же, минуя биржевые торги, продавала топливо «своим» компаниям гораздо дешевле. Появились так называемые «адресные сделки» — продавец сам находит покупателя и продает ему горючее по сниженной цене, а остальное идет на биржу, по повышенной цене. И если не купишь этот товар, то останешься вообще без топлива. Затем продукт стали продавать за одну секунду и весь. «Роснефть» выставляет на торги топливо и сама же его мгновенно выкупает.

Еще год назад у независимых розничных торговцев была возможность свободно покупать бензин на бирже, что исключало монополизацию торговли горючим: у владельцев АЗС была альтернатива – купить топливо у «Роснефти» или у другой нефтеперерабатывающей компании. Даже с учетом Ж/Д перевозок (которые как правило составляют 30% от стоимости транспортируемого топлива), закупочная цена была меньше цен «Роснефти» и «Альянса». Теперь же и цены взлетают, и топливо становится недоступным – операторы живут подачками монополистов.

Наихудшая ситуация в Комсомольске – «Альянс» не реализует топливо, и рынок полностью снабжает Комсомольский НПЗ, принадлежащий «Роснефти».

Хабаровским владельцам АЗС не продают автотопливо в необходимых количествах с весны, мотивируя отказ отсутствием горючего.

На собрании в ДВОПП представитель УФАС Марина Абросина порекомендовала предпринимателям обращаться в это ведомство и пообещала рассмотреть все заявки. Одно «но» — заявки антимонопольная служба готова рассмотреть в течение месяца. А за такой срок бизнес может прогореть.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх