Вице-премьер Игорь Сечин потребовал окончательно отделить энергосбытовые компании Северного Кавказа от подконтрольного государству сетевого бизнеса. Но в качестве примера нарушения закона чиновник упомянул Ставропольский край — единственный регион СКФО, где такое разделение было завершено при реформе РАО «ЕЭС России». Энергосбыты национальных республик округа остались в собственности МРСК Северного Кавказа, но найти покупателей, готовых приобрести эти проблемные активы, не удастся, считают эксперты, пишет «Коммерсантъ».
Вчера курирующий электроэнергетику вице-премьер Игорь Сечин неожиданно призвал к завершению реформы отрасли на Северном Кавказе. В ходе поездки по Ставропольскому краю чиновник, которого цитирует «Интерфакс», заявил, что надо исключить ситуацию, при которой сетевые компании совмещают транспорт электроэнергии со сбытом. По его мнению, в некоторых случаях филиалы МРСК «нужно наказать».
Такая ситуация действительно запрещена: по закону об электроэнергетике после окончания реформы отрасли единого владельца у сетей, которые являются естественной монополией, и у компаний, работающих в конкурентных секторах (генерация и сбыт), быть не должно. В качестве примера такого совмещения господин Сечин привел «Ставропольэнерго». Эта структура является филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа», которое подконтрольно государственному «Холдингу МРСК». Здесь совмещение транспорта электроэнергии и сбыта, по словам вице-премьера, приводит к удорожанию электроэнергии для конечного потребителя. В случае со «Ставропольэнерго», добавил Игорь Сечин, имеет место «серая схема», но, какая, он не пояснил.
Без этих пояснений критикуемая Игорем Сечиным ситуация выглядит крайне загадочно. «Ставропольэнерго» занимается передачей электроэнергии по распределительным сетям и в число энергосбытовых компаний региона не входит. Основным энергосбытом края (крупнейшим гарантирующим поставщиком) является ОАО «Ставропольэнергосбыт», доля которого на розничном рынке, по оценке самой компании,— 55%. Данных о том, что этот поставщик каким-либо образом подконтролен МРСК Северного Кавказа, нет, в списках аффилированных лиц и менеджмента двух компаний пересечения отсутствуют. В регионе есть еще семь гарантирующих поставщиков с меньшими территориями ответственности (в том числе принадлежащее краю ГУП «СК «Ставрополькоммунэлектро»») и три независимых энергосбыта, работающих с промышленными потребителями, но сведений об их аффилированности со «Ставропольэнерго» также нет.
Источник в отрасли, знакомый с ситуацией в регионе, говорит, что сейчас у МРСК Северного Кавказа и краевых властей «прохладные отношения», но не поясняет, в чем причина сложностей. Он считает, что о совмещении функций транспорта и энергосбыта в случае со «Ставропольэнерго» говорить не стоит, подобная ситуация скорее может иметь место в «Ставрополькоммунэлектро». Этой компании, подчиненной краевому комитету по ЖКХ, действительно принадлежит и часть сетей, оставшихся в собственности региона.
При этом МРСК Северного Кавказа действительно совмещает функции транспорта и сбыта электроэнергии, но не в Ставропольском крае, а в других регионах Северо-Кавказского федерального округа. Здесь гарантирующие поставщики национальных республик не были проданы новым собственникам при реформировании РАО «ЕЭС России», контрольные пакеты этих компаний остались на балансе МРСК. Сетевая компания контролирует энергосбытовые «Каббалкэнерго», «Карачаево-Черкесскэнерго», «Калмэнергосбыт», «Севкавказэнерго», «Ингушэнерго» Дагестанскую энергосбытовую компанию, а также «Нурэнерго» и «Чеченэнерго».
По данным источника, знакомого с ситуацией, в Минэнерго пока нет четкой позиции о судьбе этих активов в ближайшем будущем. Основной проблемой северокавказских энергосбытов являются накопленные неплатежи потребителей на розничном рынке, а также неплатежи на оптовом рынке электроэнергии. В июле на совещании в Невинномысске, посвященном ситуации в отрасли, отмечалось, что долг Чечни за электроэнергию составлял 4,8 млрд руб., задолженность Дагестана оценивалась в 5,6 млрд руб. (эти две республики считаются наиболее проблемными). В 2010 году в регионе даже пришлось на несколько лет отменить рыночное ценообразование, чтобы уменьшить нагрузку на потребителей.
По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, найти покупателей на эти активы было сложно и при реформе РАО ЕЭС, и вряд ли удастся сейчас. С этим согласна Екатерина Трипотень из БКС, которая «не видит потенциальных покупателей». Господин Пикин полагает, что выкупить сбыты могли бы лишь «какие-то структуры, связанные с местными элитами».
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.