Актуально
EBITDA группы Газпром за 2025г может составить 2,9 трлн рубГазпром повысил инвестиции на 2025г до 1,615 трлн рубГазпром отметил рост спроса в РФ на малотоннажный СПГ компанииК 2035г США, Катар и РФ внесут основной вклад в увеличение предложения СПГ в миреЗа 9 мес ТГК-1 снизила производство электроэнергии на 3,9%В МЭИ разработали новый способ защиты котлов-утилизаторов от износа
Остановка Жамбылской ГРЭС может продлиться неопределенное время. Электроэнергия станции проигрывает в цене более дешевой с севера. Эксперты полагают, что простой энергопредприятия может привести к потере единственной ГРЭС на юге страны.
Жамбылская ГРЭС всегда была подушкой безопасности для южных регионов республики. В зимний период, в часы пик, усиливая собственные мощности, станция производила необходимые мегаватты, решая вопрос энергодефицита на юге Казахстана, рассказал председатель Казахстанской энергетической ассоциации Шаймерден Абильмажинов. В прошлом году, когда Узбекистан выразил желание выйти из параллельной с Казахстаном и Кыргызстаном системы работы по энергоснабжению, именно на Жамбылскую ГРЭС была сделана ставка. Тогда станцию планировали перевести на четырехблочный режим постоянной нагрузки. «В принципе, станция работала в таком режиме в 2005 г. И это не предел ее возможностей», — сказал президент АО «Жамбылская ГРЭС» Владимир Кокарев.
Но с запуском транзитной линии Север — Юг электроэнергия южной станции стала невостребованной. По словам главы Жамбылской ГРЭС, с 1 января 2010 г. стоимость вырабатываемой электроэнергии составляет 6,5 тенге за кВт/ч без НДС. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой северными источниками, — 4,68 тенге кВт/ч без НДС.
«Жамбылская ГРЭС работает на газе, поэтому электроэнергия дороже. А так как у нас открытый конкурентный рынок, потребитель сам выбирает, какую энергию покупать. И он выберет ту, что дешевле. Поэтому экибастузская электроэнергия пользуется спросом у потребителей», – поясняет ситуацию зампредседателя правления АО «Самрук-Энерго» Есберген Абитаев.
Г-н Кокарев опасается, что нынешняя остановка предприятия может продлиться долго. Это повлечет за собой потерю квалифицированного персонала и негативно скажется на сохранности оборудования. В нынешний осенне-зимний период станция должна была работать в трех-, четырехблочном режиме, рассказывает он. Однако с октября 2009-го по март 2010 г. включительно предприятие работало в одноблочном режиме с нагрузкой не более 125 МВт, подчеркнул г-н Кокарев.
«В результате мы смогли выработать всего 574 МВт/ч электроэнергии вместо 700 МВт/ч, запланированных изначально, при этом практически ничего не заработав на период очередного простоя ГРЭС. Это значит, что мы будем вынуждены отправлять персонал в отпуск без содержания или вовсе сокращать, – сетует г-н Кокарев. — Госорганы ориентировали нас в 2009 г. на работу в трех-, четырехблочном режиме, соответственно, отсюда мы строили свою кадровую политику. Набрали, подготовили, обучили персонал, который сейчас остался невостребованным».
Также президент ГРЭС отметил, что из-за отсутствия средств нет возможности провести ремонт на станции. Так, по итогам прошлого года убытки составили 200 млн тенге. В текущем году прогнозируемый минус достигнет 500 млн тенге, говорит он.
По словам г-на Абитаева, несмотря на то что энергия ГРЭС сейчас неконкурентоспособна на рынке, оставлять без внимания ее нельзя. «Эту станцию надо держать, потому что в перспективе у нас ожидается рост нагрузок, потребление ежегодно растет, а на юге других станций нет. ГРЭС нужна. Ведь станция в 1000 МВт — это не шутка», — убежден собеседник.
Сейчас в регионе усиленно развивается горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, ведется активное строительство по программе «Дорожная карта», говорит аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. «Мы понимаем значение ГРЭС для региона и поэтому в скором времени постараемся найти ей применение. И заказы на электроэнергию станции вновь появятся», — отметил он.
Потеря станции означает потерю энергетической независимости Казахстана, подчеркивает г-н Кокарев. В других странах, по его словам, правительство всегда обращает внимание на энергопредприятия, имеющие стратегическое значение, Жамбылская ГРЭС для Казахстана является как раз таковой.
«Если мы не будем заниматься станцией, то в зимний период пойдем на поклон к центральноазиатским соседям, а там совершенно другие условия. И цена также будет намного выше», — предупреждает г-н Кокарев. Он считает, что необходимо также как можно быстрее вводить жесткое квотирование на потребление электроэнергии, поставляемой по линии Север — Юг. «Грубо говоря, нужно ограничить поступления с севера на величину той нагрузки, которую будет нести станция», — предлагает собеседник. Субсидирование, по его мнению, поможет удешевить топливо, а значит, и себестоимость электроэнергии, производимой на станции. KEGOC, считает г-н Кокарев, также мог бы приобретать электроэнергию ГРЭС для компенсации своих потерь в сетях национального уровня. «Варианты решения проблемы имеются — было бы желание со стороны властей. Пусть сейчас эти меры затратны для государства, но энергетическая независимость Казахстана, я думаю, намного дороже», – резюмировал специалист.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
EBITDA группы Газпром за 2025г может составить 2,9 трлн руб
Поступления от продажи газа «Газпрома» по итогам года ожидаются на…
Газпром повысил инвестиции на 2025г до 1,615 трлн руб
С планируемых 1,524 трлн руб.
Газпром отметил рост спроса в РФ на малотоннажный СПГ компании
Его реализация совместными предприятиями и «дочками» группы компаний выросла в…
К 2035г США, Катар и РФ внесут основной вклад в увеличение предложения СПГ в мире
При этом мировая торговля сжиженным природным газом к 2035г может…
За 9 мес ТГК-1 снизила производство электроэнергии на 3,9%
До 21,5 млрд кВтч.
В МЭИ разработали новый способ защиты котлов-утилизаторов от износа
Предложенный метод основан на изменении гидродинамического режима в испарительном контуре.