Свежее
Petrovietnam может получить долю в 35% в Харьягинском СРПИмпорт газа Китаем в январе — апреле упал на 9,2%, а нефти вырос на 0,5%Запасы нефти в США за неделю снизились на 2 млн баррелейЕС включит в 17-й пакет санкций против России Сургутнефтегаз и ВСКПлановые испытания объектов энергосистемы пройдут в Калининградской области с 12 по 13 маяРУСЭЛ расширяет сотрудничество с Узбекистаном
Остановка Жамбылской ГРЭС может продлиться неопределенное время. Электроэнергия станции проигрывает в цене более дешевой с севера. Эксперты полагают, что простой энергопредприятия может привести к потере единственной ГРЭС на юге страны.
Жамбылская ГРЭС всегда была подушкой безопасности для южных регионов республики. В зимний период, в часы пик, усиливая собственные мощности, станция производила необходимые мегаватты, решая вопрос энергодефицита на юге Казахстана, рассказал председатель Казахстанской энергетической ассоциации Шаймерден Абильмажинов. В прошлом году, когда Узбекистан выразил желание выйти из параллельной с Казахстаном и Кыргызстаном системы работы по энергоснабжению, именно на Жамбылскую ГРЭС была сделана ставка. Тогда станцию планировали перевести на четырехблочный режим постоянной нагрузки. «В принципе, станция работала в таком режиме в 2005 г. И это не предел ее возможностей», — сказал президент АО «Жамбылская ГРЭС» Владимир Кокарев.
Но с запуском транзитной линии Север — Юг электроэнергия южной станции стала невостребованной. По словам главы Жамбылской ГРЭС, с 1 января 2010 г. стоимость вырабатываемой электроэнергии составляет 6,5 тенге за кВт/ч без НДС. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой северными источниками, — 4,68 тенге кВт/ч без НДС.
«Жамбылская ГРЭС работает на газе, поэтому электроэнергия дороже. А так как у нас открытый конкурентный рынок, потребитель сам выбирает, какую энергию покупать. И он выберет ту, что дешевле. Поэтому экибастузская электроэнергия пользуется спросом у потребителей», – поясняет ситуацию зампредседателя правления АО «Самрук-Энерго» Есберген Абитаев.
Г-н Кокарев опасается, что нынешняя остановка предприятия может продлиться долго. Это повлечет за собой потерю квалифицированного персонала и негативно скажется на сохранности оборудования. В нынешний осенне-зимний период станция должна была работать в трех-, четырехблочном режиме, рассказывает он. Однако с октября 2009-го по март 2010 г. включительно предприятие работало в одноблочном режиме с нагрузкой не более 125 МВт, подчеркнул г-н Кокарев.
«В результате мы смогли выработать всего 574 МВт/ч электроэнергии вместо 700 МВт/ч, запланированных изначально, при этом практически ничего не заработав на период очередного простоя ГРЭС. Это значит, что мы будем вынуждены отправлять персонал в отпуск без содержания или вовсе сокращать, – сетует г-н Кокарев. — Госорганы ориентировали нас в 2009 г. на работу в трех-, четырехблочном режиме, соответственно, отсюда мы строили свою кадровую политику. Набрали, подготовили, обучили персонал, который сейчас остался невостребованным».
Также президент ГРЭС отметил, что из-за отсутствия средств нет возможности провести ремонт на станции. Так, по итогам прошлого года убытки составили 200 млн тенге. В текущем году прогнозируемый минус достигнет 500 млн тенге, говорит он.
По словам г-на Абитаева, несмотря на то что энергия ГРЭС сейчас неконкурентоспособна на рынке, оставлять без внимания ее нельзя. «Эту станцию надо держать, потому что в перспективе у нас ожидается рост нагрузок, потребление ежегодно растет, а на юге других станций нет. ГРЭС нужна. Ведь станция в 1000 МВт — это не шутка», — убежден собеседник.
Сейчас в регионе усиленно развивается горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, ведется активное строительство по программе «Дорожная карта», говорит аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. «Мы понимаем значение ГРЭС для региона и поэтому в скором времени постараемся найти ей применение. И заказы на электроэнергию станции вновь появятся», — отметил он.
Потеря станции означает потерю энергетической независимости Казахстана, подчеркивает г-н Кокарев. В других странах, по его словам, правительство всегда обращает внимание на энергопредприятия, имеющие стратегическое значение, Жамбылская ГРЭС для Казахстана является как раз таковой.
«Если мы не будем заниматься станцией, то в зимний период пойдем на поклон к центральноазиатским соседям, а там совершенно другие условия. И цена также будет намного выше», — предупреждает г-н Кокарев. Он считает, что необходимо также как можно быстрее вводить жесткое квотирование на потребление электроэнергии, поставляемой по линии Север — Юг. «Грубо говоря, нужно ограничить поступления с севера на величину той нагрузки, которую будет нести станция», — предлагает собеседник. Субсидирование, по его мнению, поможет удешевить топливо, а значит, и себестоимость электроэнергии, производимой на станции. KEGOC, считает г-н Кокарев, также мог бы приобретать электроэнергию ГРЭС для компенсации своих потерь в сетях национального уровня. «Варианты решения проблемы имеются — было бы желание со стороны властей. Пусть сейчас эти меры затратны для государства, но энергетическая независимость Казахстана, я думаю, намного дороже», – резюмировал специалист.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Petrovietnam может получить долю в 35% в Харьягинском СРП
Срок действия соглашения о разделе продукции по Харьяге будет продлен…
Импорт газа Китаем в январе — апреле упал на 9,2%, а нефти вырос на 0,5%
До 38,99 млн т и 183,03 млн т соответственно.
Запасы нефти в США за неделю снизились на 2 млн баррелей
До 438,4 млн баррелей.
ЕС включит в 17-й пакет санкций против России Сургутнефтегаз и ВСК
Также ЕС намерен внести в черный список компанию Litasco Middle…
Плановые испытания объектов энергосистемы пройдут в Калининградской области с 12 по 13 мая
В связи с этим возможны кратковременные перебои в подаче электричества…
РУСЭЛ расширяет сотрудничество с Узбекистаном
В сфере поставок электротехнического оборудования, локализации производства.