«Задача любого нефтяника исполнить песню о том, что нас душат налогами, — сказал в ходе дискуссии о роли ТЭК в экономике России, состоявшейся в рамках форума «Эксперт-400», вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун. — Я был одним из участников группы, которая в начале «нулевых» годов занималась формированием существующей налоговой системы. Тогда главная идея заключалась в том, чтобы компании не разорились. Цена нефти была 7, 8, 9 долларов за баррель и это казалось катастрофой. Поэтому тогда предложили систему, при которой до 15 долларов за баррель вообще нет никаких налогов. А о том, что будет при цене выше 30 долларов, тогда даже не думали. И эта система действует больше 10 лет. А сегодня до 65% всей выручки забирается государством.
Но эта система была хороша для развития того ТЭКа, который вышел из недр СССР, для обустроенных месторождений Западной Сибири, для заводов, которые были предназначены в основном для производства топлива для танков.
Большая часть месторождений, которые надо было запускать, особенно в необустроенных районах, автоматически становились нерентабельными. Государство начинало забирать выручку с момента запуска месторождения. Между тем во всем мире существовала другая система: доля государства начинает расти по мере выхода на окупаемость. Поэтому государство перешло на ручной режим управления. Возникли проблемы в Восточной Сибири — пошлина снижается. Возникли проблемы с разработкой Каспия — пошлина снижается. Возникли проблемы с тяжелой нефтью – пошлина тоже может быть снижена.
С одной стороны это хорошо, так как государство очень гибко реагирует на все просьбы. Но это все равно ручной режим. Вот простой пример. С 1 октября введена новая ставка налога 60-66-90. Это снижение экспортной пошлины повышает эффективность нефтедобычи, которая, начиная с 2015 года, в России будет падать. Это ни для кого не секрет. Одновременно устанавливаются барьеры перед тяжелыми нефтепродуктами, это вакуумный газойль и мазут. И это правильно, поскольку мазут и вакуумный газойль это полусырье которое мы в гигантских объемах экспортируем.
К чему это приведет: мы ожидаем закрытия 12-ти нефтеперерабатывающих заводов, у которых небольшая глубина переработки и выход светлых нефтепродуктов ниже 50%, в том числе и у нашего Ухтинского завода. Кто-нибудь об этом подумал? А что такое 12 заводов? Это переработка 33 млн. тонн в год. Это налоги, которые формируются вокруг этих заводов, рабочие места и так далее. Поэтому, скорее всего, когда станет вопрос о закрытии заводов, государство скажет «нет, мы будем вас спасать и дадим вам некоторые преференции».
Мы приняли очень амбициозную программу ускоренного развития переработки для того, чтобы довести глубину переработки до 92-94%. Но у меня нет никакой уверенности в том, что, когда мы все сделаем, а другие — нет, то нам не скажут — «молодцы что успели, а другим мы дадим еще времени».
Вот это, пожалуй, самая главная проблема для развития бизнес климата в ТЭК. Должны быть стабильные правила игры. Я ожидаю, что после завершения выборов наши коллеги из медиабизнеса смогут донести до общественного мнения простую мысль: нефтяникам нужны стабильные правила игры, чтобы мы понимали, во что вкладывать деньги и в каких объемах. Или наоборот, выплачивать дивиденды и ни о чем больше не думать.»
Об этом сообщает блог пресс-службы ОАО «ЛУКОЙЛ».
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…