Новости энергетики 16+

Болгария оскорбила руководство Транснефти

«Не дай бог кому-нибудь еще таких партнеров, как наши болгарские друзья», — заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, комментируя ход реализации проекта трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис. По словам президента компании, в настоящее время рассматриваются различные варианты маршрутов поставок нефти в обход Болгарии, пишет РБК daily.

Трехстороннее межправсог­лашение о строительстве нефтепровода из болгарского порта Бургас до греческого города Александруполис Владимир Путин, еще являясь президентом России, подписал в 2007 году. Прошло два года, и после прихода к власти в Софии нового правительства во главе с Бойко Борисовым проект, и до того реализовывавшийся с нарушением всех установленных сроков, фактически был заморожен. Болгария приостановила его финансирование (объемом 6 млрд евро), ссылаясь на необходимость проведения экологической экспертизы.

23 июня болгарское руководство объявило о необходимости продления сроков экоизысканий до сентября. И в «Транснефти» открыто высказали сомнение, что сколько-нибудь конкретные решения по проекту будут приняты раньше осенних выборов в стране. Глава компании Николай Токарев назвал позицию Софии оскорбительной: «Так партнеры не поступают. Мы не можем бесконечно финансировать этот проект. В ближайшее время будем ставить вопрос о целесообразности сотрудничества с болгарской стороной» (цитата по РИА Новости). Источники в компании пояснили, что сегодня рассматриваются сразу несколько альтернативных вариантов. В частности, речь может идти о проекте нефтепровода Констанца — Триест.

По мнению начальника от­дела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, имело бы смысл более пристально рассмотреть уже существующий проект трансфракийского неф­тепровода. Планируется, что эта транспортная артерия пройдет по европейской части Турции, от ее черноморского побережья до порта Сарос на Эгейском море. Маршрут будет на 100 км короче трансбалканского проекта и проложен по территории только одной страны, что существенно снижает транзитные риски.

В то же время эксперт заметил, что, несмотря на дополнительную прибыль, которую получала бы турецкая сторона, предоставляя услуги по транзиту и перевалке, в целом такой маршрут может оказаться не самым эффективным. Еще противники строительства трубопровода Бургас — Александруполис высказывали опасения, что реализация проекта может ухудшить экологическую ситуацию в Эгейском море. «Независимо от того, где будут грузиться танкеры — в турецком Саросе или в греческом Александруполисе, им предстоит сначала лавировать между множеством островов, а потом идти или через Коринфский канал, или огибать Пелопоннес, что с точки зрения логистики не лучший вариант», — пояснил Дмитрий Александров.

По его словам, куда эффективнее было бы доставлять нефть танкерами из портов Ионического моря, которое омывает западное побережье Греции. Оттуда нефть получит прямой доступ к крупнейшим рынкам сбыта. «В текущей экономической ситуации правительство Греции вряд ли станет возражать против строительства нефтепровода», — соглашается с коллегой ведущий специалист департамента рыночных исследований «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков. Аналитики также высказывают мнение, что если будут достигнуты соответствующие договоренности с Афинами, то создание нового нефтепровода через северную Грецию могло бы быть синхронизировано с прокладкой греческой ветки «Южного потока».

По словам же президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, наиболее конкурентным с экономической точки зрения является все же проект панъевропейского нефтепровода, соединяющего румынский порт Констанца и итальянский хаб Триест. Этот маршрут кажется наиболее перспективным и с точки зрения российского бизнеса — компания ЛУКОЙЛ владеет перерабатывающими мощностями в Румынии, «Газпром нефть» контролирует национальную нефтяную компанию Сербии NIS, а «Зарубежнефти» принадлежит НПЗ в Боснии.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх