Новости энергетики 16+

Роснефть и Газпром нефть не отдают бензин бирже

Дефицит топлива нарушил работу питерской биржи в текущем месяце. С начала мая «Роснефть» и «Газпром нефть» не заключили ни одной сделки по продаже бензина. Высвободившиеся объемы компании реализуют своим сбытовым «дочкам» по ценам ниже биржевых, что позволяет им сдержать розничные цены, а дополнительные объемы направлять в проблемные субъекты. Между тем бензиновый кризис докатился до новых регионов, пишет РБК daily.

«Газпром нефть» и «Роснефть» с начала мая прекратили торговать бензином на бирже (данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). Между тем спрос на этот вид топлива по-прежнему существенно превышает предложение. Хотя, согласно мониторингу ИАЦ «Кортес», с 16 по 20 мая предложение бензинов на торгах выросло на 33% и составило 89,1 тыс. т. Спрос на продукт, наоборот, сократился на 21% и составил 685,1 тыс. т, что указывает «о начале стабилизации на рынке бензинов». Крупными продавцами автобензина стали ТНК-ВР (16,02 тыс. т, 39 сделок) и ЛУКОЙЛ (15,66 тыс. т, семь сделок).

Тем не менее «Роснефть» на прошлой неделе лидировала в продажах других нефтепродуктов на биржевых торгах. Компания реализовала 103,3 тыс. т топлива, а в целом объем продаж вырос на 45%, до 293,7 тыс. т.

Представитель «Роснефти» напомнил, что компания создала оперативный штаб для мониторинга ситуации с дефицитом топлива. По его словам, в регионы, где наблюдается дефицит топлива, компания увеличивает поставки. «Отсутствие продаж бензина на бирже — это временная мера. Когда ситуация стабилизируется, «Роснефть» выйдет на прежние объемы. Есть поручение правительства по биржевой торговле, его никто не отменял», — сказал он.

Также объясняют прекращение торгов и в «Газпром нефти». Временная приостановка биржевых торгов позволила гарантированно обеспечить бензинами по более низким ценам не только регионы присутствия компании, но и регионы, в которых она не ведет свою деятельность, а также где складывалась напряженная ситуация с обеспечением топливом, например, в республику Тыва, пояснили в пресс-службе компании.

Текущие биржевые цены предполагают, что розничные цены должны быть выше, чем они есть сейчас, а реализация собственным сбытам позволяет ВИНК сдержать их рост, отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. «К тому же над компаниями существует давление регулирующих органов», — добавляет он.

Директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков говорит, что отсутствие объемов на бирже со стороны госкомпаний связывает необходимостью обеспечения собственных сбытовых сетей. «Когда на чаше весов лежит, с одной стороны, рекомендация по продаже 15% топлива на бирже, а со второй — решение дефицита топлива на собственных заправках, вопросов в выборе решения не возникает», — говорит он.

Топливный кризис начался в апреле и сначала затронул Алтайский край: около половины из 700 действующих автозаправочных станций приостановили работу. Независимые операторы региона полагали, что кризис возник из-за отказа компаний «Роснефть» и «Газпром нефть» отгружать топливо частным операторам и отпуска нефтепродуктов только на свои АЗС. На прошлой неделе власти Тувы сообщили, что на заправках республики литр бензина стоит уже 50 руб. Причина все та же — отсутствие бензина. Проблемы с топливом в настоящее время есть в Приморском крае: на заправках вводятся ограничения по продаже бензина, прекращают работу АЗС.

Для выхода из кризиса государство с мая подняло вывозные экспортные пошлины на топливо до 90% от пошлины на нефть, намерено продлить срок жизни Аи-92 до 2013 года и т.п. ФАС предлагает снижать акцизы на топливо при мировой стоимости на нефть более 90 долл. за баррель. Вчера помощник президента Аркадий Дворкович высказался за целесообразность корректировки НДПИ, а не снижение акцизов. По его словам, это обусловлено тем, что поступления от НДПИ идут в федеральный бюджет, а от акцизов — в региональные бюджеты.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх