Свежее
ДРСК проводит масштабные работы по модернизации электросетей на юге ПриморьяКалмыкии на развитие электросетевого комплекса до 2030г потребуется 18,5 млрд рубРоссети Новосибирск призывают заблаговременно подавать заявки на услуги техприсоединенияХабаровские электросети восстановили памятник героям Великой Отечественной войныИнтер РАО выделила 164,3 млрд руб на строительство Новоленской ТЭС в 2025гУкраина и ЕБРР подписали кредитный договор о выделении 270 млн евро на закупку газа
Российские власти в ближайшем времени могут вновь столкнуться с необходимостью повышения экспортной пошлины на бензин — внутренние цены в стране в разы ниже, чем в большинстве европейских стран, а майское увеличение пошлин недостаточно для выравнивания доходности поставок на внутренний и внешний рынки, свидетельствуют материалы «РИА-Аналитики».
В связи с наблюдающимися в последнее время перебоями в поставках бензина в ряд российских регионов, власти приняли решение повысить экспортные пошлины на бензин с 1 мая до уровня 90% от ставки пошлины на нефть. Соответственно, в мае пошлина находится на уровне 408,3 доллара за тонну.
«Наблюдавшегося в апреле-мае роста цен недостаточно для выравнивания внутренних цен и цен производителей. Причем его недостаточно даже с учетов повышения пошлин с 1 мая 2011 года. Для устранения дисбаланса в целях решения проблем с дефицитом или в ближайшее время цены на бензин должны увеличиться в пределах как минимум 5-10 рублей за литр, или нужно будет еще раз повысить экспортные пошлины», — полагают эксперты «РИА-Аналитики».
В РОССИИ ДЕШЕВЛЕ
Эксперты «РИА-Аналитики» провели исследование и подготовили рейтинг стран по уровню цен на бензин с октановым числом 95 по состоянию на март 2011 года — до начала кризисной ситуации с бензином в РФ. Согласно исследованию, самый дорогой бензин в марте продавался в Норвегии — 70,9 рубля за литр. На втором месте Греция (66,4 рубля), далее следуют Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин в Казахстане — 20 рублей за литр. Россия занимает второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр), на третьем месте с конца рейтинга Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля) и Болгария (46,3 рубля).
Специалисты увязывают ценообразование на бензин, в частности, с налоговой политикой стран. Так, в «хвосте» рейтинга оказались страны, добывающие нефть и/или жестко регулирующие цену на бензин, а также страны с относительно невысокими налогами, например Болгария. Высокое налоговое бремя определяет, в свою очередь, лидерство в рейтинге Норвегии, Дании и Греции, пытающейся за счет налогов в том числе, на бензин, залатать дыры в бюджете.
«Итак, первый вывод, который можно сделать из результатов рейтинга — в России очень дешевый бензин — в разы дешевле, чем у большинства европейских стран. И даже апрельский рост цен абсолютно не изменяет этого тезиса, тем более что цены растут и в других странах Европы», — указывают эксперты.
Мифом аналитики называют утверждение, что в стране, добывающей нефть, бензин должен быть дешевым. Второй миф — в России слишком низкие доходы, чтобы бензин стоил дорого. Как бы то ни было, регулирование бензиновых цен в стране оправдано, считают специалисты.
«Нужно признаться — невысокий уровень жизни, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и наличие собственных запасов нефти действительно делают регулирование цен на нефть оправданным. Россия пока не может себе позволить отказаться от «нерыночных» цен на бензин, благо она может себе позволить их наличие», — говорят аналитики.
ПОШЛИНА — ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Аналитики отмечают, что дефицит бензина на внутреннем рынке РФ в настоящее время «логичен» на фоне низких цен на него в стране и высоких мировых цен на нефть.
«Если абстрагироваться от уровня жизни и доходов — понятий скорее социальных, чем экономических, то можно сделать вывод — россиянам достается очень дешевое топливо. И это — на фоне астрономических мировых цен на нефть. В данной связи дефицит бензина в стране представляется совершенно логичным даже на обывательском уровне», — говорят специалисты.
В условиях «дешевого» внутреннего рынка производителям выгоднее экспортировать топливо, и в таком случае повышение экспортных пошлин на бензин является оправданной мерой, полагают эксперты.
«Если мы хотим избежать выравнивания цен до, например, средних в Европе (53,5 рубля за литр бензина в марте) то экономический выход только один — рост пошлин (или, как крайняя мера, эмбарго на экспорт бензина, как это сделали в Казахстане). И этот выход абсолютно оправдан, причем даже нынешнего повышения пошлин с 1 мая 2011 года недостаточно», — считают эксперты.
По оценкам специалистов «РИА-Аналитики», майское повышение экспортных пошлин на бензин приведет к потерям экспортеров примерно на 10 рублей с литра экспортируемого топлива, что могло бы быть скомпенсировано эквивалентной внутрироссийской ценой на уровне 36-37 рублей за литр. Однако даже при таких ценах российский бензин оставался бы очень дешевым по сравнению со странами Европы, отмечают эксперты.
Аналитики считают, что в текущих рыночных условиях повышение внутренних цен на бензин неизбежно.
«Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что рост цен на отечественное топливо является неизбежной экономической реалией — мы слишком оторвались от соседей по Европе», — указывают специалисты. Сохранять подобное состояние в условиях рыночной экономики очень тяжело, и пошлины остаются главным рыночным методом для этого, заключают специалисты.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
ДРСК проводит масштабные работы по модернизации электросетей на юге Приморья
Благодаря программе МиРЭК, которая реализуется с 2021г и охватывает электросетевой…
Калмыкии на развитие электросетевого комплекса до 2030г потребуется 18,5 млрд руб
В 2025г будет отремонтировано 130 км ЛЭП, заменены 485 опор…
Россети Новосибирск призывают заблаговременно подавать заявки на услуги техприсоединения
Процедура строго регламентирована законодательством и имеет в основном 2-3 этапа.
Хабаровские электросети восстановили памятник героям Великой Отечественной войны
В селе Джари Нанайского района Хабаровского края.
Интер РАО выделила 164,3 млрд руб на строительство Новоленской ТЭС в 2025г
По итогам прошлого года компания модернизировала 3 530 МВт генерирующей…
Украина и ЕБРР подписали кредитный договор о выделении 270 млн евро на закупку газа
Ранее «Нафтогаз» сообщала, что с начала текущего года законтрактовала за…