Актуально
Запасы газа на Адниканском месторождении в Хабаровском крае не подтвердилисьЦена нефти Brent на бирже ICE опустилась ниже $66 впервые с 20 августаЭнергопотребление в Приморье растет по 3% в годНа Нарвской ГЭС завершен капремонт ГА-1За 9 лет Газпром нефтехим Салават переработал более 9 млн т нефти Царичанского месторожденияБензин Аи-92 на бирже подорожал за неделю на 4,76%, дизель — на 4,16%
Российские власти в ближайшем времени могут вновь столкнуться с необходимостью повышения экспортной пошлины на бензин — внутренние цены в стране в разы ниже, чем в большинстве европейских стран, а майское увеличение пошлин недостаточно для выравнивания доходности поставок на внутренний и внешний рынки, свидетельствуют материалы «РИА-Аналитики».
В связи с наблюдающимися в последнее время перебоями в поставках бензина в ряд российских регионов, власти приняли решение повысить экспортные пошлины на бензин с 1 мая до уровня 90% от ставки пошлины на нефть. Соответственно, в мае пошлина находится на уровне 408,3 доллара за тонну.
«Наблюдавшегося в апреле-мае роста цен недостаточно для выравнивания внутренних цен и цен производителей. Причем его недостаточно даже с учетов повышения пошлин с 1 мая 2011 года. Для устранения дисбаланса в целях решения проблем с дефицитом или в ближайшее время цены на бензин должны увеличиться в пределах как минимум 5-10 рублей за литр, или нужно будет еще раз повысить экспортные пошлины», — полагают эксперты «РИА-Аналитики».
В РОССИИ ДЕШЕВЛЕ
Эксперты «РИА-Аналитики» провели исследование и подготовили рейтинг стран по уровню цен на бензин с октановым числом 95 по состоянию на март 2011 года — до начала кризисной ситуации с бензином в РФ. Согласно исследованию, самый дорогой бензин в марте продавался в Норвегии — 70,9 рубля за литр. На втором месте Греция (66,4 рубля), далее следуют Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин в Казахстане — 20 рублей за литр. Россия занимает второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр), на третьем месте с конца рейтинга Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля) и Болгария (46,3 рубля).
Специалисты увязывают ценообразование на бензин, в частности, с налоговой политикой стран. Так, в «хвосте» рейтинга оказались страны, добывающие нефть и/или жестко регулирующие цену на бензин, а также страны с относительно невысокими налогами, например Болгария. Высокое налоговое бремя определяет, в свою очередь, лидерство в рейтинге Норвегии, Дании и Греции, пытающейся за счет налогов в том числе, на бензин, залатать дыры в бюджете.
«Итак, первый вывод, который можно сделать из результатов рейтинга — в России очень дешевый бензин — в разы дешевле, чем у большинства европейских стран. И даже апрельский рост цен абсолютно не изменяет этого тезиса, тем более что цены растут и в других странах Европы», — указывают эксперты.
Мифом аналитики называют утверждение, что в стране, добывающей нефть, бензин должен быть дешевым. Второй миф — в России слишком низкие доходы, чтобы бензин стоил дорого. Как бы то ни было, регулирование бензиновых цен в стране оправдано, считают специалисты.
«Нужно признаться — невысокий уровень жизни, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и наличие собственных запасов нефти действительно делают регулирование цен на нефть оправданным. Россия пока не может себе позволить отказаться от «нерыночных» цен на бензин, благо она может себе позволить их наличие», — говорят аналитики.
ПОШЛИНА — ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Аналитики отмечают, что дефицит бензина на внутреннем рынке РФ в настоящее время «логичен» на фоне низких цен на него в стране и высоких мировых цен на нефть.
«Если абстрагироваться от уровня жизни и доходов — понятий скорее социальных, чем экономических, то можно сделать вывод — россиянам достается очень дешевое топливо. И это — на фоне астрономических мировых цен на нефть. В данной связи дефицит бензина в стране представляется совершенно логичным даже на обывательском уровне», — говорят специалисты.
В условиях «дешевого» внутреннего рынка производителям выгоднее экспортировать топливо, и в таком случае повышение экспортных пошлин на бензин является оправданной мерой, полагают эксперты.
«Если мы хотим избежать выравнивания цен до, например, средних в Европе (53,5 рубля за литр бензина в марте) то экономический выход только один — рост пошлин (или, как крайняя мера, эмбарго на экспорт бензина, как это сделали в Казахстане). И этот выход абсолютно оправдан, причем даже нынешнего повышения пошлин с 1 мая 2011 года недостаточно», — считают эксперты.
По оценкам специалистов «РИА-Аналитики», майское повышение экспортных пошлин на бензин приведет к потерям экспортеров примерно на 10 рублей с литра экспортируемого топлива, что могло бы быть скомпенсировано эквивалентной внутрироссийской ценой на уровне 36-37 рублей за литр. Однако даже при таких ценах российский бензин оставался бы очень дешевым по сравнению со странами Европы, отмечают эксперты.
Аналитики считают, что в текущих рыночных условиях повышение внутренних цен на бензин неизбежно.
«Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что рост цен на отечественное топливо является неизбежной экономической реалией — мы слишком оторвались от соседей по Европе», — указывают специалисты. Сохранять подобное состояние в условиях рыночной экономики очень тяжело, и пошлины остаются главным рыночным методом для этого, заключают специалисты.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Запасы газа на Адниканском месторождении в Хабаровском крае не подтвердились
Адниканское месторождение газа — единственное месторождение углеводородного сырья в Хабаровском…
Цена нефти Brent на бирже ICE опустилась ниже $66 впервые с 20 августа
По данным биржи на 15:53 мск, цена Brent снижалась на…
Энергопотребление в Приморье растет по 3% в год
Пик потребления мощности зафиксирован в 2023г - 2743 МВт.
На Нарвской ГЭС завершен капремонт ГА-1
Отремонтировали подшипники направляющего аппарата и облицовку камеры ключевого элемента гидротурбин…
За 9 лет Газпром нефтехим Салават переработал более 9 млн т нефти Царичанского месторождения
С 2017г компания нарастила долю сырья ПАО «Газпром» до уровня…
Бензин Аи-92 на бирже подорожал за неделю на 4,76%, дизель — на 4,16%
Стоимость бензина Аи-95 по итогам недели поднялась до 80,262 тыс…