В прошлый четверг состоялась встреча Алексея Миллера с главой МИД Бангладеш. В ходе встречи обсуждались перспективы вхождения Газпрома в проекты по добыче газа на территории восточных провинций Бангладеш, а также об участии в модернизации и расширении газотранспортной системы страны.
В текущем году это уже третья встреча чиновников из Бангладеш с представителями Газпрома и Газпром зарубежнефтегаза. В ближайших планах – создание СП Газпрома и местного монополиста PetroBangla и контракт на сооружение двух газокомпрессорных станций.
Доказанные запасы природного газа на территории южноазиатского государства сопоставимы с ежегодным объемом добычи российской монополии. Казалось бы, мелочь, ведь речь идет не о разработанных, а лишь о «достоверно обнаруженных» залежах, но если учесть, что Газпром – крупнейший игрок на мировом рынке «голубого топлива» с долей добычи около 15% (!) от мировой (около 460 млрд. куб. м в 2009 году), то в этих переговорах явно присутствует рациональное зерно. Если предположить, что СП с PetroBangla будет создано на паритетных началах, и партнерам удастся удвоить добычу газа в Бангладеш (что вполне реально), это дало бы эффект в виде 2-3 процентного роста добычи гиганта. Не так уж и плохо.
Отмечу, что наиболее пристального внимания заслуживает вторая тема переговоров – модернизация, а по сути, создание почти с нуля инфраструктуры транспортировки топлива. Момент стратегический – проектирование и строительство газопроводов и компрессорных станций, возможно, будет вестись опытными российскими специалистами с использованием применяемого в России оборудования и технологий. Безусловно, это будет учтено при создании СП, и Газпром способен получить обоснованную долю в проектах по добыче по выгодной для себя цене.
В перспективе самым важным в этой истории может стать восстановление и укрепление «старых экономических связей» России в индийском регионе с 1,5 миллиардным населением. Закрепившись юридически и «физически» в Бангладеш, Газпром получит новые возможности для экспансии на рынок Индии. При 8-9 процентных темпах экономического роста через пять лет спрос на газ в этой стране утроится (сегодня составляет без малого100 млрд. куб. м в год). При этом большая часть перспективных газовых месторождений сосредоточена на шельфе Бенгальского залива (Восточная Индия), в относительной близости к границе с Бангладеш. Географически добывающие объекты Бангладеш и (в перспективе) бенгальского шельфа окажутся в досягаемости 1-2 тыс. км. Государственная корпорация Gas Authority of India Ltd. в ближайшие годы планирует строительство 16 тыс. км трубопроводов на территории страны. В этой связи стратегической целью Газпрома и российского политического руководства должно стать уч астие в индийских проектах по добыче и наземной транспортировке топлива.
Сегодня Индия потребляет СПГ из Катара, строит газопроводы из Ирана и Туркмении (ТАПИ), но дальнейшая диверсификация поставок приветствуется на самом высоком уровне, в том числе в рамках национальной программы энергетической безопасности.
Кстати, «вхождение» в Бангладеш может оказаться перспективным и с точки зрения строительства трубопровода Мьянма-Бангладеш-Индия (МБИ). Сегодня этот проект забуксовал из-за условий, выдвинутых Индии руководством Бангладеш. Тесное сотрудничество Газпрома и PetroBangla может привести к урегулированию разногласий при посредничестве российской стороны.
Хотелось бы отметить, что, пожалуй, самый известный из подрядчиков Газпрома – компания Стройтрансгаз – имеет десятилетний опыт работы на индийском строительном рынке. Компанией реализованы 9 проектов строительства трубопроводов на всей территории Индии.
В перспективах сотрудничества с PetroBangla существуют и определенные «подводные камни». Их суть может состоять в позиции руководства местного партнера Газпрома по вопросам экспортных поставок топлива на ключевой индийский рынок. Крупнейшему мировому игроку в лице американской Shevron за 7 лет сотрудничества с PetroBangla даже через суд не удалось отстоять своих планов газового экспорта с месторождений Восточного Бангладеш. PetroBangla всегда стояла на позициях эксклюзивности местного рынка в вопросе реализации продукции, но лишь до тех пор, пока не будут обнаружены дополнительные запасы газа. (В топливном балансе государства доля природного газа достигает 80%.) Тем не менее, опыт Shevron в Бангладеш говорит о реальной возможности плодотворного сотрудничества с этой страной.
Пока не стали известны параметры сделки по созданию СП в Бангладеш (цена и размер доли Газпрома, размер запасов вновь создаваемой компании), результаты двусторонних встреч на высоком уровне едва ли окажут значимое влияние на котировки акций. Сегодня я рекомендую «держать» акции Газпрома в среднесрочном портфеле (целевая цена — 260 руб., апсайд — 16%).
Антон Конкурентный, аналитик «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.