Новости энергетики 16+

Энергосбережение по-русски: без продюсера в голове

23 ноября 2009 года в России вступил в силу федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Отныне возводимые и действующие здания должны отвечать определенным требованиям энергоэффективности, которая, по сути, становится одной из общестроительных норм. Теоретически – это революция «сверху» в одной из самых захудалых сфер национальной экономики – ЖКХ. Но будет ли работать закон так, как задумывали разработчики? 

Европейская калька

 Любому человеку, знающему об энергосбережении не понаслышке, при знакомстве с новым российским законом сразу видны его европейские корни. В Европе проблемой энергосбережения всерьез озаботились более 20 лет назад. Тогда же были определены стратегические задачи в этой сфере, тесно увязанные с экологическими приоритетами. Это известная стратегия 20\20\20, принятая в ЕС: до 2020 года добиться 20% экономии энергоресурсов, увеличив при этом долю альтернативных источников энергии до 20%. Выброс парниковых газов к этому сроку должен сократиться на 40%. Доля альтернативных источников в выработке тепловой энергии вырасти до 14%.  

 «Это очень амбициозные цели», – констатирует представитель Немецкого энергетического агентства DENA, директор проектов по России г-н Кристиан Вагнер.

 Главная задача энергосбережения в Европе ничем не отличается от российской: «отцепить» экономический рост от неэкономичного потребления энергии.

В этой связи очень интересным представляется опыт Германии. Здесь опробованы интересные подходы к энергосбережению – и технологические, и организационно-правовые, которые при посредничестве агентства DENA активно «экспортируются» в Россию, Китай, страны Центральной Азии.

 Нормы энергоэффективности зданий и сооружений, определяемые новым российским законом, в ФРГ давно приняты:

«В Германии повышаются требования к теплоизоляции зданий, – рассказывает  Кристиан Вагнер. – Потенциал экономии энергоресурсов – до 30%. Разработаны новые нормативы для новостроек и реконструируемых зданий. Создана программа энергетической санации зданий. В первую очередь – теплоизоляции. Эти меры позволят снизить выброс СО2». 

 Теперь, по новому закону, все эти мероприятия будут проводиться и в российском жилищном секторе. И само по себе – это неплохо, даже наоборот. Но в той же Германии внедрение энергосберегающих программ и технологий стимулируется не только законодательно, но во многом благодаря главному национальному координатору и креатору  энергосбережения – энергетическому агентству DENA.   

 С продюсером и без

 Немецкое энергетическое агентство DENA соучреждено и финансируется правительством ФРГ и целым рядом коммерческих организаций: банков, страховых компаний и др. Цели очень широкие: от политики в области климата до экономии энергии в жилом секторе.

«Мы разрабатываем решения в области энергосбережения и энергоэффективности, которые могут тиражироваться и финансироваться», – свидетельствует Кристиан Вагнер.

 В частном секторе экономики, на промышленных предприятиях  DENA активно продвигает внедрение энергетического менеджмента. Проводятся консультации и разрабатываются планы энергосбережения, обучаются менеджеры. В ближайшие годы аналогичные подходы будут реализованы и для специалистов электростанций. Агентство консультирует представителей малых и средних предприятий, причем эта программа финансируется из госбюджета ФРГ.

 «Инструментарий эффективного внедрения энергосберегающих технологий в Германии не ограничивается только законодательными мерами, – говорит  Кристиан Вагнер. – Есть и другие. Половина всех расходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием зданий – это затраты на энергию, которые необходимо учитывать на весь период эксплуатации. Такая модель дает новые резервы энергосбережения. Потребитель оплачивает не просто энергоресурсы, а услуги по энергоснабжению, нацеленные на энергосбережение. Это принципиальный момент при расчете расходов на амортизацию и эксплуатацию зданий. Такой подход открывает путь инновационным технологиям».

 Практика заключения комплексных договоров, предусматривающих не только снабжение энергией, но и реализацию концепции энергосбережения, в Германии получила название контрактинга. 

 В ФРГ при посредничестве DENA в процесс контрактинга включены 49 федеральных объектов (государственные административные здания, музеи и т. д.). По данным DENA, контрактинг применим в 20 тыс. общественных зданий по всей Германии. Энергосберегающий потенциал таких мероприятий – до 30%.

 Новый российский закон «Об энергосбережении» заимствует и европейский опыт контрактинга, правда, давая ему другое название – «энергосервисный договор».

 По опыту немецких коллег, вложения в энергосберегающие технологии в ЖКХ – это «длинные» инвестиции. Так, в столице Свердловской области при участии  DENA реализуется проект «Екатеринбург – энергоэффективный город». Запланирован ряд мероприятий: энергетическая санация зданий, применение новейших теплоизоляционных материалов в жилищном строительстве и др. По словам Ренате Шимкорайт, Генерального Консула ФРГ в Екатеринбурге, мероприятия в рамках программы рассчитаны на 12 лет (потенциал экономии энергоресурсов – до 42%),  а инвестиции окупятся примерно в эти же сроки.

 Но, как известно, российский бизнес не жалует проекты с длинными сроками окупаемости. Поэтому пионерами энергосбережения в России, видимо, станут муниципальные и региональные власти, как это иллюстрирует, например, опыт Свердловской области и Екатеринбурга.

 И еще один важный момент: в России нет аналога DENA –  продюсировать и продвигать новый закон  кроме чиновников  – некому. А это – серьезный сдерживающий фактор на пути внедрения энергосберегающих технологий.

Комментарии

 Юрий Шевелев, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области

Потенциал энергосбережения в Свердловской области очень высокий, особенно в сфере ЖКХ. Сейчас потери тепловой энергии при транспортировке от производителя до конечного потребителя составляют более 40%! Подсчитано, что при нынешнем потреблении энергоресурсов в области (47 млн т.у.т.) можно экономить 26 млн т.у.т., т. е. почти половину. На Среднем Урале уже есть определенные успехи в деле энергосбережения. Так, за последние 6 лет энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) снизилась на 36% (с 232 до 147 т.у.алового регионального продукта (сбережения. ергосберегающих программ, экономия  – атеринбурга. ии.т на 1 млн руб. ВРП). Но несмотря на это, мы понимаем, что находимся в начале пути.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх