ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

Да здравствует РАО ЕЭС

Новое руководство «Интер РАО» во главе с Борисом Ковальчуком запустило задуманный еще прежним менеджментом компании проект по консолидации государственных активов в энергетике. Причем в переработанном варианте он стал еще больше похож на восстановление РАО «ЕЭС России». Господин Ковальчук увеличил список интересующих «Интер РАО» активов до 80 компаний, включив туда и частные структуры. Ни само «Интер РАО», ни эксперты не могут пока предположить, что в итоге получится, пишет «Коммерсантъ».

В этом году началась реализация проекта консолидации на базе госхолдинга «Интер РАО ЕЭС» энергоактивов, оставшихся у государства. Проект начал в октябре 2009 года вице-премьер Игорь Сечин, написав письмо премьеру Владимиру Путину. Вице-премьер утверждал, что пакеты акций генерирующих компаний, принадлежащие Росимуществу, ФСК и «РусГидро» (Игорь Сечин оценил их в $3,3 млрд), не управляются эффективно, и предложил передать их «Интер РАО» через допэмиссию акций.

Окончательное решение о реконсолидации энергетики было принято осенью — президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче «Интер РАО» активов Росимущества. Но к этому моменту в холдинге сменилось руководство (вместо Евгения Дода его возглавил Борис Ковальчук), которое весной—летом значительно расширило список поглощаемых компаний, добавив туда в том числе энергосбыты и машиностроительные предприятия — еще примерно на $3 млрд. В итоге в российской электроэнергетике фактически не осталось структур, которые бы не обсуждали с госхолдингом вариантов обмена активами.

Но, кроме указа президента и в целом согласия государства, контролирующего ФСК и «РусГидро», на обмены с «Интер РАО», в рамках консолидации нужно решить еще целый ряд задач. Во-первых, разделить сферы влияния между «Интер РАО» и «РусГидро», куда ушла управляющая команда во главе с Евгением Додом. «РусГидро» заинтересована как в государственной гидрогенерации (в первую очередь 40% «Иркутскэнерго»), так и в энергосбытах (например, «Мосэнергосбыт» и Петербургская сбытовая компания). Во-вторых, после прихода господина Ковальчука «Интер РАО» начало активно интересоваться также частными активами (например, принадлежащей «Норникелю» ОГК-3 и предприятиями «ЭМАльянса»). Это потребовало дополнительных переговоров. Наконец, нужно оценить все эти активы. Сложность многоступенчатой сделки с десятками заинтересованных сторон не позволяет прогнозировать, когда она завершится и как будет выглядеть в итоге «Интер РАО».

Для отрасли в целом кампания «Интер РАО» скорее негативна, полагает старший аналитик ИК «Грандис Капитал» Дмитрий Терехов. Это противоположность реформе в том виде, как ее задумывал Анатолий Чубайс, поясняет он. «Росэнергоатом» и «РусГидро» принадлежат государству, ОГК-2 и ОГК-6 — государственному же «Газпрому», а если «Интер РАО» к уже управляющейся ею ОГК-1 добавит и ОГК-3, то из крупных генераторов полностью частными будут лишь ОГК-4 и ОГК-5, которые обеспечивают выработку менее 10% российского производства электроэнергии, говорит аналитик. С другой стороны, добавляет он, для непроданной частным инвесторам ОГК-1 «Интер РАО» — «объективно спаситель» инвестпрограммы.

Екатерина Трипотень из БКС согласна, что если «Интер РАО» не остановится и будет продолжать поглощать активы, например те, что принадлежат «КЭС-холдингу» и «Евросибэнерго», то «соберет РАО ЕЭС без сетей, а в отрасли останется несколько крупных государственных генераторов, и о полноценной конкуренции на рынке, и о повышении эффективности тогда можно будет забыть».

В то же время Дмитрий Терехов признает, что консолидация генерирующих активов и сбыта «имеет четкую синергию». «Главный вопрос в том, сможет ли команда “Интер РАО” переварить этот объем активов»,— добавляет Екатерина Трипотень. Она считает это возможным, если «Интер РАО» сосредоточится лишь на группе «стратегических активов», где получит контрольный пакет — например ОГК-1, ОГК-3 и ТГК-11.

Если пакет не контрольный, но значительный, уточняет аналитик, «Интер РАО» будет искать возможности для его наращивания, а в противном случае сможет договориться с существующим стратегом о каком-либо обмене или сотрудничестве. К этой категории активов относятся ОГК-5, ТГК-6, ТГК-7, «Башкирэнерго» и «Иркутскэнерго». Небольшие пакеты, полагает Екатерина Трипотень, будут проданы либо на рынке, либо основному акционеру, либо инвестфондам. Она считает, что с точки зрения инвесторов такой акционер с активной позицией, который заинтересован в увеличении стоимости приобретенного актива, лучше, чем пассивный в лице государства.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх