Свежее
КТК может до конца мая вернуть в работу НПС «Кропоткинская» после атаки БПЛАТатнефть может выплатить финальные дивиденды-2024 из расчета 43,11 руб на акциюЧМЗ внедрил контроль качества оболочек ЯТ c помощью машинного зренияВыручка ТВЭЛ в 2024г выросла почти на 9%Ученые из Тольятти внедрили ИИ для диагностики дефектов силовых масляных трансформаторовВ Башкирии начато строительство КВЛ-110 кВ Ново-Салаватская ТЭЦ – Алга для ОЭЗ «Алга»
КТК может до конца мая вернуть в работу НПС «Кропоткинская» после атаки БПЛАТатнефть может выплатить финальные дивиденды-2024 из расчета 43,11 руб на акциюЧМЗ внедрил контроль качества оболочек ЯТ c помощью машинного зренияВыручка ТВЭЛ в 2024г выросла почти на 9%Ученые из Тольятти внедрили ИИ для диагностики дефектов силовых масляных трансформаторовВ Башкирии начато строительство КВЛ-110 кВ Ново-Салаватская ТЭЦ – Алга для ОЭЗ «Алга»
Процедура отбора поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд всегда была проблемным местом во взаимоотношениях государства и бизнеса. Панацеей должен быть стать Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов», который установил единый порядок размещения заказов и выбора исполнителей проектов. Но буквально со дня вступления закона в силу его начали критиковать, причем аргументировано и по делу. За внесение поправок особенно активно выступают представители строительной индустрии, которые недавно добились обсуждения этой проблемы на парламентских слушаниях с участием Минрегиона, Минэкономразвития, ФАС, Национального объединения строителей и профильных саморегулируемых организаций. Целью слушаний была не просто дискуссия о недостатках закона, мешающих нормальной работе и развитию строительного бизнеса, а подготовка и систематизация предложений по совершенствованию ФЗ-94. О том, каких изменений в нем ждет строительное сообщество, рассказывает Дмитрий Мурзинцев, генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс», принимавший участие в этих парламентских слушаниях.
— Дмитрий, какие положения ФЗ-94, по мнению профессионалов в области строительства, нуждаются в доработке?
— Один из ключевых спорных моментов – это аукцион как единственная форма размещения заказов. Выбор поставщиков услуг осуществляется только по одному критерию, а именно по цене. Однако в отношении строительных проектов такой подход применять нельзя. При выборе исполнителя здесь нужно учитывать множество факторов – от опыта и профессионального уровня строительной организации до технических решений, материалов и сроков. И необходимость этого очевидна, ведь в итоге от качества работы строителей зависит безопасность тысяч людей.
С точки зрения строительства, неприемлемым является и правило твердой цены, установленное ФЗ-94. Понятно, что государственные заказчики стараются минимизировать риски нерационального или нецелевого расходования средств, поэтому они заинтересованы в том, чтобы цена контракта была фиксированной и не изменялась в процессе его исполнения. Но в области строительства все проекты долгосрочные, и за время работ зачастую растет стоимость материалов, происходит индексация заработной платы. В результате на исполнителя ложится дополнительная финансовая нагрузка, а механизм компенсации этой нагрузки законом не предусмотрен.
Согласно ФЗ-94, средством обеспечения гарантий выполнения контракта выступают банковские гарантии. Проще говоря, поставщик услуг лишается возможности распоряжаться некой крупной суммой, которую мог бы использовать для развития своего бизнеса, в целях предоставления более качественных услуг. Но ведь существует масса инструментов контроля и предотвращения нарушений контракта: предусмотрена и административная, и уголовная ответственность за неисполнение условий договора, действует надзорный аппарат. Получается, что всего этого недостаточно. Как будто не надеясь на эффективность существующего законодательства, авторы ФЗ-94 ввели дополнительный механизм обеспечения гарантий. И, как показывает практика, он действует в ущерб как подрядным организациям, так и самим заказчикам.
— Какие варианты решения этих проблем были предложены в ходе парламентских слушаний?
— Национальное объединение саморегулируемых организаций в строительстве разработало пакет предложений поправок к ФЗ-94. Основными из них являются введение процедуры предварительного квалификационного отбора участников торгов и принятие мер, направленных на ограничение демпинга. Прозвучало и предложение обязать отраслевые саморегулируемые организации предоставлять торговым площадкам или заказчикам необходимую информацию об участниках аукциона.
Проблему обеспечения дополнительных финансовых гарантий реализации проектов уже пытались решить путем страхования ответственности, однако это не имело ожидаемого эффекта. Значит, надо искать другие варианты. Кстати, участниками слушаний было выдвинуто предложение дать заказчикам право в одностороннем порядке расторгать контракт с недобросовестным исполнителем. Сейчас это можно сделать только через суд, что существенно затягивает сроки выполнения работ. Введение такого положения позволило бы заказчикам в определенной мере обезопасить себя от возможных нарушений условий контракта со стороны подрядчиков.
— Какое развитие ситуации, по Вашему мнению, можно ожидать?
— На парламентских слушаниях принят пакет рекомендаций по совершенствованию ФЗ-94, который был подготовлен Комитетом Государственной думы по строительству и земельным отношениям и дополнен по итогам обсуждения. Эти рекомендации будут направлены в Правительство РФ, что дает нам основания ожидать внесения поправок в Федеральный закон «О размещении заказов». И, следовательно, надеяться на изменение ситуации, сложившейся в строительной отрасли в связи с недостатками этого закона.
На мой взгляд, уже тот факт, что проблемы реализации ФЗ-94 в строительстве были эскалированы на уровень парламентских слушаний, весьма показателен. Он подтверждает, что саморегулируемые организации успешно выполняют свою основную функцию – содействуют профессиональной деятельности строительных организаций и защищают их интересы. Уверен, что в дальнейшем, по мере развития института саморегулирования, мы сможем более оперативно добиваться решения системных проблем отрасли.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
КТК может до конца мая вернуть в работу НПС «Кропоткинская» после атаки БПЛА
Гендиректор КТК Николай Горбань 10 апреля посетил НПС «Кропоткинская», где…
Татнефть может выплатить финальные дивиденды-2024 из расчета 43,11 руб на акцию
Суммарные дивиденды за 2024 год с учетом выплат за 1-е…
ЧМЗ внедрил контроль качества оболочек ЯТ c помощью машинного зрения
Внедрен автоматизированный комплекс, использующий нейронные сети для контроля внешнего вида…
Выручка ТВЭЛ в 2024г выросла почти на 9%
До 341 млрд руб.
Ученые из Тольятти внедрили ИИ для диагностики дефектов силовых масляных трансформаторов
Специалисты ТГУ разработали прикладные программные продукты для прогнозирования и распознавания…
В Башкирии начато строительство КВЛ-110 кВ Ново-Салаватская ТЭЦ – Алга для ОЭЗ «Алга»
Ее протяженность составит 4,1 км, из которых 1,7 км приходится…