ЭнергоНьюс

Новости энергетики 16+

В Якутии завершено строительство ВЛ-220 кВ Сунтар – Олекминск – НПС №14

В Якутии завершено строительство магистральной линии электропередачи «Сунтар – Олекминск – НПС №14» с подстанциями «Сунтар» 220/110/35/6 кВ и «Олекминск» 220/35/6 кВ, ввод которой обеспечивает устойчивое энергоснабжение нефтеперекачивающей станции нефтепровода ВСТО и позволяет перевести Олекминский район на более надежное, качественное и экономически эффективное централизованное электроснабжение от каскада Вилюйских ГЭС.

Об особенностях этой стройки и ее значении для Якутии и всего Дальневосточного региона рассказывает заместитель генерального директора ОАО АК «Якутскэнерго» по инвестициям и собственности Геннадий Ульрих, 24 сентября награжденный президентом республики за строительство ВЛ-220 кВ «Сунтар – Олекминск – НПС №14» Знаком Отличия «Гражданская доблесть».

— Геннадий Викторович, поздравляем Вас с высокой наградой!

— Спасибо, но хочется подчеркнуть, что эта награда – не только моя, а ВСЕХ энергетиков и энергостроителей, участвовавших в реализации данного проекта!

— Энергостроители уложились в сроки, которые можно назвать рекордными. Ради достижения каких целей пришлось выдерживать столь жесткий график работ?

— Действительно, по нормативам на эту стройку отводился 41 месяц – почти три с половиной года. Мы же уложились в полтора года, с учетом того, что навигационный период на реке Лена составляет 4 месяца, а буровые работы в суровых якутских условиях можно проводить не более 4 месяцев в году. Дело в том, что правительством страны была поставлена задача в сентябре обеспечить централизованное энергоснабжение нефтеперекачивающей станции №14 с каскада Вилюйских ГЭС. С этим заданием успешно справились все участники проекта.

— Строительство ЛЭП изначально планировалось для обеспечения работы ВСТО?

— Нет. Высоковольтную линию «Сунтар – Олекминск» мы начали проектировать в 2007 году для централизации энергоснабжения Олекминского района. Дизельная электростанция в городе Олекминске ежегодно потребляла около 10 тысяч тонн дизтоплива. При этом вырабатываемой ею энергии для нужд развивающегося района не хватало – промышленные предприятия вынуждены были работать в условиях технологических ограничений. Поэтому проект строительства ЛЭП от мощного источника дешевой электроэнергии являлся для республики и АК «Якутскэнерго» одним из приоритетных.

А потом, когда было принято решение о прокладке по территории республики магистрального нефтепровода, статус проекта значительно вырос. Он стал приоритетным в масштабах всего Дальнего Востока, поскольку строительство этой линии позволяло повысить надежность энергообеспечения нефтеперекачивающей станции на одном из самых сложных участков ВСТО – при переходе трубы через реку Лену. По оценке генерального директора РАО ЭС Востока И.В.Благодыря, стройка обрела стратегическое значение.

— Что представляет из себя построенная ЛЭП?

— Основная линия – это 273,7 километра по тайге и болотам. Тянуть провода пришлось в условиях отсутствия населенных пунктов и каких-либо дорог. В теплое время года, когда линия превращалась в непроходимые болота, на трассе будущей ЛЭП трудились только рубщики просеки. Устанавливать опоры и тянуть провода можно было лишь зимой, после обустройства зимних дорог, при этом стояли 50-градусные морозы. Поэтому к реализации проекта были привлечены подрядные организации со всех производственных отраслей, имеющие большой опыт работы при отрицательных температурах.

Учитывая, что эффективный период строительства сокращался до четырех месяцев в год, на стройке были сконцентрированы очень большие ресурсы. В определенные отрезки времени число занятых здесь людей возрастало до двух тысяч человек, а техники – до 375 единиц. Машины не всегда выдерживали морозы. В этих условиях на персонал ложилась огромная ответственность. И люди выдержали.

Параллельно строились две мощные современные подстанции в Сунтаре и Олекминске. Первая имеет четыре класса напряжения – 220/110/35/6 кВ. Вторая – три класса напряжения. Кроме того, от основной линии проложена 40-километровая отпайка к НПС-14. Для выполнения всех этих работ в навигацию 2009 года по Лене и Вилюю было завезено более 26 тысяч тонн технических грузов.

Чтобы линия дошла до пункта назначения, энергостроителям пришлось форсировать три больших реки – Вилюй, Лену и Олекму. Монтаж 90-метровых опор при переходе через Вилюй выполнялся традиционным методом «падающей стрелы». А вот опоры при переходе через Лену и Олекму впервые в республике монтировались с помощью башенного крана. Вообще, на этой стройке было применено немало смелых инженерных и технических решений.

— Для чего потребовалось форсировать Лену, ведь Олекминск расположен на левом берегу?

— Чтобы снизить экологические риски, НПС-14 построена на противоположном берегу реки. Ее задача – нагнетать давление в трубопроводе, понижая тем самым давление в трубе в районе перехода через Лену. Ну, а мы «тянули» отпайку именно к этой станции.

— За счет чего в таких сложных условиях удалось более чем в два раза сократить нормативные сроки строительства?

— Беспрецедентные темпы работ – это результат высокой концентрации строительно-монтажных ресурсов, обеспечения высокой производительности и четкого взаимодействия всех участников строительства. Заказчиком выступило ОАО «ДВЭУК», генеральным подрядчиком – ОАО АК «Якутскэнерго». На субподряде работали десятки предприятий – ОАО АТК «Сахазолототрансснаб», ООО «Якутское», ОАО «Дальтехэнерго», ООО «УСЛЭПиП», ООО «Стройэлектромонтаж», был задействован персонал Олекминского филиала ОАО «Сахаэнерго» и Западных электрических сетей «Якутскэнерго»…

Отдельная задача стояла перед коллективами ГУ ДРСО при Министерстве ЖКХ и энергетики РС (Я) и ООО «АЛРОСА-ВГС» – они выступили соответственно заказчиком и генеральным подрядчиком строительства подстанции в Сунтаре. Координацию всех действий осуществляли Министерство ЖКХ и энергетики РС (Я) и РАО ЭС Востока.

Многоуровневый жесткий технический контроль был со стороны как заказчика и генподрядчика, так и РАО ЭС Востока. Чтобы держать в поле зрения все работы, проводимые на огромном пространстве, регулярно с самолета производилась аэрофотосъемка. Полученные снимки сшивались в один файл, показывающий, в каком состоянии находится стройка и что необходимо подкорректировать. Также ежедневно в опорных пунктах, Олекминске и Сунтаре, работали оперативные штабы. Для повышения эффективности принимаемых решений ежедневно проводились совещания со всеми участниками строительства. Поскольку эти планерки шли в режиме видеоконференций, участие в них принимали специалисты и руководители, находившиеся, в том числе, в Якутске, Хабаровске и Владивостоке.

Решение такой сложной задачи было возможно только при слаженных действиях правительства республики и участников строительства. И эта слаженность была обеспечена.

— В какую сумму обошлась стройка, и кто инвесторы?

— Стоимость строительства составила 6,7 миллиарда рублей. Оно велось за счет средств федерального бюджета и РАО ЭС Востока. Олекминская дизельная электростанция ежегодно сжигала 10 тыс. дизтоплива, при этом район ощущал дефицит электроэнергии. Сейчас в район приходит большая энергия, и ее достаточно для того, чтобы промышленность развивалась без технологических ограничений. По этой же ЛЭП энергия будет поступать на Олекминский участок ВСТО – объект федерального значения.

— Применялись ли при строительстве зарубежные технологии и оборудование?

— В основном элементы ЛЭП и подстанций сделаны на отечественных заводах. И, отмечу, сделаны с высоким качеством.

— Нефтеперекачивающая станция № 14 – конечная точка?

— Нет. В последующем линия ВЛ-220 кВ «Сунтар – Олекминск – НПС №14» должна стать одним из звеньев магистральной электрической сети, которая объединит в параллель изолированно работающие Западный и Южно-Якутский энергорайоны Якутской энергосистемы.

Кстати, эта ЛЭП – не единственная, по которой электричество с каскада Вилюйских ГЭС станет поступать в Олекминский район. В ближайших планах для повышения надежности энергоснабжения этого обширного региона планируется строительство линии «Мирный – Ленск – Олекминск». От нее же будут запитываться нефтеперекачивающие станции ВСТО №№12 и 13. Исходя из потребностей этих НПС, очередная линия, скорее всего, будет введена в строй не позднее 2012 года.

Хотел бы отметить, что от Ленска до Олекминска она будет строиться в одном коридоре с нефтепроводом ВСТО. Точно так же, параллельно трубе, опоры зашагают от Олекминска на юг республики. Это целесообразно с точки зрения и экономики, и экологии. А впоследствии по этому же коридору планируется пустить магистральный газопровод.

— Что станет с персоналом дизельной электростанции в Олекминске, которая остановлена?

— В настоящее время ДЭС переведена в так называемый горячий резерв. Это означает, что в случае необходимости ее можно будет в течение часа – полутора запустить для того, чтобы она смогла взять на себя нагрузку по энергообеспечению города. После того, как будет построена линия «Мирный – Ленск – Олекминск», станцию окончательно законсервируют. Ну, а ее персонал уже прошел необходимую переподготовку и будет задействован на обслуживании новых ЛЭП и подстанции. Без работы олекминские энергетики не останутся.

Вообще, надо отметить, при строительстве линии электропередачи мы старались максимально использовать местные трудовые ресурсы, чтобы дать людям возможность подзаработать. Так, на рубке просеки работали почти исключительно местные ребята, и трудились очень хорошо.

— Каково расстояние от Олекминска до источника энергии? И действует ли уже новая линия?

— Отсюда до каскада Вилюйских ГЭС – свыше 550 километров. Далеко ушагали опоры ЛЭП. Что же касается второй части вопроса, 27 августа было подано напряжение на подстанцию в Сунтаре, а 1 сентября состоялся пробный пуск всей линии «Сунтар – Олекминск». В обоих случаях – успешно.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх