Свежее
В месторождения нефти в Казахстане инвестируют $21 млрд для добычи свыше 100 млн тДобыча нефти в Казахстане в 2024г снизится и составит 88,4 млн тВ Ноябрьске автомойка и 2 нефтесервисных предприятия заплатили 12 млн руб за бездоговорное пользование водойТекущие ремонты завершены на ЭБ-7 и ЭБ-8 Сургутской ГРЭС-2На ПС 220 кВ Призейская в Приамурье установлен дугогосящий реакторРоссети Новосибирск перенесут десятки опор ЛЭП с придомовых территорий в Татарске
Проект закона «О нефти», разработанный Минэнерго и внесенный в правительство, будет рассмотрен кабинетом до конца октября 2010 года. Законопроект, имеющийся в распоряжении «Ъ», предоставляет правительству право прямого госрегулирования цен в случае превышения ими установленного правительством уровня и запрещает нефтяным компаниям сокращать добычу для поддержания «монопольных» цен, пишет «Коммерсантъ».
Минэнерго предлагает предоставить правительству право прямого госрегулирования цен на нефть и нефтепродукты. Соответствующие положения содержатся в проекте закона «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти и продуктов ее переработки» (проект закона «О нефти» имеется в распоряжении «Коммерсанта»). Статья 6 законопроекта посвящена особенностям антимонопольного регулирования в нефтяной отрасли; пункт 2 гласит: «Субъектам нефтяной отрасли запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство», в том числе «нарушение установленного нормативными правовыми актами РФ порядка ценообразования».
Что представляет собой установленный порядок ценообразования, раскрывается в статье 7 законопроекта: «Госрегулирование цен (тарифов) в нефтяной отрасли». В соответствии со статьей, госрегулированию в отрасли среди прочего подлежат «цены (тарифы) на нефть и (или) некоторые виды нефтепродуктов, реализуемые отдельным категориям потребителей». Уточняется, что «цены (тарифы) могут дифференцироваться по категориям потребителей нефти и (или) нефтепродуктов». Госрегулирование цен вводится «в целях предотвращения злоупотребления доминирующим положением» в случае «превышения темпов роста цен на нефть и (или) нефтепродукты относительно … установленных правительством РФ показателей». Порядок госрегулирования цен будет определять правительство. В статье 37 «Правовые основы реализации нефти и (или) нефтепродуктов» вновь оговаривается право правительства устанавливать цены.
Ранее и ведомство Сергея Шматко, и его куратор вице-премьер Игорь Сечин, и ФАС прямо не говорили о директивном прямом ограничении ценообразования на рынке нефти. Аналогичный институт госрегулирования цен на продукты, введенный в РФ в законе «О торговле», в сентябре 2010 года показал несостоятельность, что де-факто признано на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова.
В официальных комментариях нефтяные компании вчера заявили, что будут исполнять российское законодательство, каким бы оно ни было. Неофициально в компаниях повторили уже ранее звучавшие тезисы: «зажимание» нефтяников на внутреннем рынке приведет к уходу их на экспорт, а при отсутствии такой возможности — к сокращению добычи. «Антимонопольная» статья 6 законопроекта, впрочем, учитывает возможность сокращения добычи, прямо запрещая компаниям «сокращение объема добычи и (или) поставок нефти и (или) нефтепродуктов в целях поддержания монопольно высоких цен». Но в законопроекте не уточняется, распространяется ли запрет на сокращение поставок на внутренний рынок с одновременным ростом экспорта. Закон лишь предписывает нефтяным компаниям продавать на бирже не менее 3% нефти и не менее 15% нефтепродуктов.
Компании были ознакомлены с законопроектом и направили в Минэнерго замечания. Наиболее полный анализ документа провели юристы ЛУКОЙЛа, предложившие целиком исключить из проекта спорные статьи. В частности, предлагается полностью исключить из проекта статьи 6 и 37, посвященные госрегулированию цен и особенностям антимонопольного регулирования. Всего в законопроекте 48 статей, «исключить» в предложениях ЛУКОЙЛа встречается более 20 раз. Компания предлагает также отказаться от обязательной продажи нефти на бирже, долю продаваемых на бирже нефтепродуктов сократить до 10%. В свою очередь, малые компании имеют свои претензии к законопроекту. Так, глава ассоциации малых нефтяных компаний «Ассонефть» Елена Корзун также отметила, что в вопросе обязательных продаж нефти на бирже «нет ясности». «Я не понимаю, как может быть реализована эта норма в отсутствии независимых НПЗ»,— заявила она.
Предполагается, что проект будет рассмотрен правительством и направлен в Госдуму до конца октября и обретет силу закона до конца 2010 года. Принятие закона в нынешней норме наверняка вызовет столь же бурную полемику, что и принятие закона «О торговле»,— цена вопроса сравнима.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
В месторождения нефти в Казахстане инвестируют $21 млрд для добычи свыше 100 млн т
По прогнозам с 2026г ежегодные показатели добычи нефти ожидаются в…
Добыча нефти в Казахстане в 2024г снизится и составит 88,4 млн т
По итогам 10 мес объем добычи нефти составил 73,5 млн…
В Ноябрьске автомойка и 2 нефтесервисных предприятия заплатили 12 млн руб за бездоговорное пользование водой
Промышленники заплатили почти по 6 млн руб, автомойка – порядка…
Текущие ремонты завершены на ЭБ-7 и ЭБ-8 Сургутской ГРЭС-2
На ЭБ-8 проведена бороскопическая инспекция газовой турбины 9FA, в ходе…
На ПС 220 кВ Призейская в Приамурье установлен дугогосящий реактор
Оборудование позволяет минимизировать последствия технологических нарушений в сети 35 кВ.
Россети Новосибирск перенесут десятки опор ЛЭП с придомовых территорий в Татарске
Параллельно энергетики заменит еще 2,8 км провода и 40 деревянных…