ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Генерация Кыргызстана: проблемы и перспективы

Особую важность вопросу выработки электроэнергии в Кыргызстане придает тот факт, что Кыргызстан относится к странам, недостаточно обеспеченным природными топливно-энергетическими ресурсами, но имеющих большие перспективы развития энергетики за счет освоения богатейших гидроэнергетических ресурсов. Существенно, что в условиях постоянного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, трудностей с их поставкой, при ограниченных валютно-финансовых возможностях республики только гидроэнергетика, использующая непрерывно возобновляемую водную энергию, способна разрешить многие проблемы.

На данный момент сложилась следующая ситуация. В республике эксплуатируются 15 гидроэлектростанций и две теплоэлектроцентрали суммарной мощностью 3600 МВт. В нижнем течении реки Нарын пять мощных гидроэлектростанций составляют каскад. В настоящее время в республике ежегодно вырабатывается более 13 миллиардов кВтч электроэнергии. Энергосистема имеет устойчивые связи с государствами Центральной Азии по магистральным сетям 500 и 200 кВ. Республика экспортирует часть вырабатываемой электроэнергии в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай и Россию.

По результатам многочисленных технико-экономических исследований общий потенциал производства электроэнергии оценивается в 168 миллиардов кВтч. Из них на долю гидроэнергетических ресурсов приходится большая часть – 142,5 миллиардов кВтч, из которых на сегодня освоено порядка 10 %. А экономически эффективный потенциал составляет без малого 100 миллиардов кВтч, что в 6,5 раза выше достигнутого уровня производства электроэнергии. Только строительство первоочередных ГЭС Нарынского каскада позволит в ближайший год довести объемы производства электроэнергии до 22 миллиардов кВтч в год.

Стоит также принимать во внимание, что Кыргызская Республика освоила лишь малую часть существующего гидропотенциала. В течение последних лет на собственные нужды страна использует порядка 8,0-9,0 км3 водных ресурсов в год. Остальной сток, а это более 30,0 км3 водных ресурсов уходит на территорию соседних государств.

Суммируя все выше обозначенные факты, можно выявить пути развития энергетического сектора Кыргызстана, определить и проанализировать проблемы данного сектора экономики и предложить возможные пути решения.

Так же для понимания всего комплекса вопросов, связанных с электроэнергетикой, необходимо учитывать, что водно-энергетическая проблема в Центральной Азии исторически и традиционно решалась на условиях взаимопонимания и взаимной выгоды. Но с распадом Советского Союза народы, живущие в центральноазиатском регионе, столкнулись с проблемами, возникшими в результате разрыва хозяйственно-экономических связей между республиками, в числе которых, особое место занимают водно-энергетические проблемы.

Надо отметить, что для Кыргызстана в прошлом была велика роль СССР в сфере стратегии развития энергетики. Особенно значимо по экономическим, водохозяйственным, социальным результатам освоение гидро-энергоресурсов бассейна реки Нарын. Еще в то время были проведены комплексные исследования и подготовлены проектные разработки по строительству каскада ГЭС нашей страны. Реализуя этот крупнейший проект, были построены пять ГЭС с установленной мощностью 2870 МВт, которые на сегодняшний день являются основой энергетического комплекса Кыргызстана.

В Кыргызстане и Таджикистане были построены гидроэнергетические сооружения, объединенные в единую энергетическую систему Центральной Азии, для обеспечения региона электроэнергией, в том числе, для накопления и обеспечения поливной водой соседние республики в весенне-летний период.

Главным принципом успешного существования данной системы считалось возмещение недовыработанной электроэнергии в осенне-зимний период и покрытие ежегодных ущербов от затопления в Кыргызстане и Таджикистане путем равноценных поставок тепло- и энергоресурсов из стран нижнего течения. Таким образом, в основе использования водных ресурсов в Центральной Азии в советское время предусматривался принцип компенсации, что должно считаться разумным и справедливым.

Существовавшую обстановку, согласно нормам международного права можно характеризовать как сложившийся региональный обычай, предусмотренный в межреспубликанских договоренностях.

Рост проблемных вопросов пришелся на период после распада СССР, когда ряд центральноазиатских независимых государств столкнулся с проблемами регулирования единого водно-энергетического комплекса Центральной Азии. Как известно, водно-энергетические и углеводородные ресурсы между нашими странами распределены неравномерно. Взамен за услуги по накоплению и подаче воды странами верхнего течения, страны нижнего течения могли бы предоставлять топливно-энергетические ресурсы или возмещать затраты по взаимовыгодной схеме.
Такой принцип был заложен в региональном соглашении 1996 года, согласно которому ведомствам сторон поручалось «разработать принципы и порядок долевого участия по финансированию затрат на эксплуатацию и ремонт межреспубликанских водохозяйственных объектов».

Отсутствие программного сотрудничества между странами Центральной Азии, а также недостаточность запасов воды в крупнейшем в регионе Токтогульском водохранилище вследствие маловодья привели в 2008 году к кризису электроснабжения. Кыргызстан был вынужден вводить ограничения потребления электроэнергии для своих же граждан.

В этом контексте следует рассматривать водную проблему в непосредственной связи с энергетической, так как обеспечение населения электроэнергией и теплом за счет работы гидроэлектростанций является жизненно важным условием для Кыргызстана и Таджикистана, как и обеспечение воды для сельскохозяйственных нужд стран нижнего течения.

Отказ некоторых государств от отработанной, уже интегрированной водно-энергетической схемы, предусмотренной в региональном соглашении от 1998 года, привел к развитию процессов размежевания интересов и в целом оказал отрицательное влияние на процессы сближения и взаимопонимания стран.

Кыргызстан в настоящее время покупает недостающие энергетические ресурсы из стран нижнего течения по мировым ценам. Однако из-за недостатка финансовых ресурсов Кыргызстан был вынужден перевести работу Токтогульского гидроэнергетического узла с ирригационного режима на энергетический. Такой режим работы Токтогульского водохранилища (с 2007-2008 г.) служил основным поводом для беспокойства стран нижнего течения.

В этой связи Кыргызстаном начато строительство Нижненарынского каскада водохранилищ и, в первую очередь, Камбаратинских ГЭС 1 и 2. С вводом этих водохранилищ в эксплуатацию, будут полностью удовлетворены потребности в электрической энергии самой республики, что позволит работать Токтогульскому гидроузлу в оптимальном режиме, в котором заинтересованы государства нижнего течения. Проект по строительству Камбаратинских ГЭС был согласован с соседними республиками в 80-х годах прошлого столетия и прошел экологическую экспертизу.
На пути к созданию устойчивой энергосистемы Кыргызской Республики необходимо отметить ряд проблемных вопросов, которые придется решить для создания энергетической безопасности страны:
• Решить проблемы с техническим состоянием оросительных и коллекторно-дренажных систем Кыргызстана, которые являются неудовлетворительными по большинству показателей. На территории страны происходит рост таких негативных явлений, как деградация земель, засоление, заболачивание, эрозия почвы и т.д. Что в свою очередь создает риски с использованием водного потенциала республики в сфере гидроэнергетики.
• Стоит отметить, что географическое расположение Кыргызстана существенно повлияло на разделение энергосистемы на две части: юга и севера. По балансам мощности северная часть энергосистемы является дефицитной, а южная – избыточной. И в совокупности проведенные исследования показывают, что выдача мощности новых электрических станций Кыргызстана на перспективу до 2020 года, при интенсивном росте экономики страны с приростом электропотребления 4 % в год, потребует соответствующего развития магистральных электрических сетей 220-500 кВт для передачи избыточной электроэнергии с юга на север – это, примерно, около десяти новых линий электропередач. Исходя из этого, необходимо предусмотреть усиление связи между югом и севером, так как нынешняя пропускная способность высоковольтки Токтогульской ГЭС (ВЛ 500 кВт) не может обеспечить прогнозируемого прироста электропотребления севера. Что в результате грозит образованием дефицита электроэнергии на севере страны.
• При этом для увеличения передачи электроэнергии на север необходимо сооружение нового питающего центра 500 кВ-ПС 500/220 кВ на севере страны, с ВЛ 500 кВ Юг-Север, позволяющего в будущем присоединить мощности Камбаратинских ГЭС. Для развития магистральных электрических сетей юга республики и снятия энергозависимости от соседних стран необходимо строительство новой подстанции 500/220 кВт на юге с подключением ее к существующей ВЛ 500 кВт Токтогульская ГЭС — Лочин (Узбекистан), которая обеспечит выдачу мощности и позволит улучшить электроснабжение севера Кыргызстана, а в перспективе экспортировать электроэнергию в Центральную и Южную Азию или Россию.
• Безусловно, для удовлетворения спроса на энергоносители необходимо техническое вооружение существующих и строительство новых объектов, генерирующих источников, передающих и распределительных сетей. Что в свою очередь влечет необходимость в огромных инвестициях в данный сектор. А любая политическая нестабильность или «неправильный» внешнеполитический курс страны может привести к печальным последствиям. Так же существует вопрос улучшения законодательства в области инвестиций в приоритетные (энергетические) проекты Кыргызской Республики.
• Большой проблемой на пути развития энергетики является проблема чиновничьей коррупции и некомпетентности, которая может свести все попытки восстановления гидроэлектроэнергетики Кыргызстана на нет.

Для того чтобы преодолеть проблемы энергетического сектора необходимо предпринять ряд концептуальных мер, а именно:
• Добиться от всех участников единой центральноазиатской энергосистемы выработки общих критериев понятия энергетической безопасности и на основе ее добиваться того, чтобы в ближайшие годы политика в области развития, использования и сохранения водных ресурсов была направлена на обеспечение рационального использования водных ресурсов, инвестиционной привлекательности, соблюдение экологической безопасности и развитие альтернативных источников энергии. Ввиду того, что только общими усилиями государств Центральной Азии можно достигнуть сохранения водно-энергетического баланса и равного обеспечения граждан стран региона водой, теплом и электроэнергией;
• Необходимо открытие Водно-энергетической Академии, которая позволит осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в таких областях, как гидроэнергетика, ирригация, водное право, землепользование, борьба с опустыниванием и деградацией земель, а также проводить научные исследования по рациональному использованию водных ресурсов;
• Закончить строительство станций Камбарата-1 и 2 суммарной проектной мощностью 2260 МВт. С введением их в строй производство электроэнергии в республике увеличивалось бы еще на 6,2 млрд кВтч в год, обеспечивая устойчивое индустриальное и социальное развитие Кыргызстана и экспорт электроэнергии в сопредельные страны. При этом обеспечивался бы полный цикл регулирования стока вод реки Нарын в водохозяйственных интересах региона Центральной Азии.
• Придать мощный толчок развитию альтернативной энергетики посредством принятия необходимых законодательных актов и создания привлекательной инвестиционной среды в таких нетрадиционных для Кыргызстана энергетических областях как солнечная и ветровая электроэнергетика. Стоит отметить, что для выработки солнечной и ветровой энергии необходима закупка дорогостоящего оборудования. Следовательно, использование данных видов энергии на данный момент ограничивается из-за отсутствия средств, господдержки. Хотя, по имеющимся данным, в определенных местах, например, в курортной зоне Иссык-Куля, на Ташкумырском заводе полупроводников и т.д. в настоящее время проходят испытания ряд экспериментальных установок по производству электроэнергии, тепла, горячей воды на основе энергии ветра, солнца, биогаза и геотермальных вод. Что касается ветровых станций, могу сказать, что и они тоже имеют свои минусы. По некоторым оценкам, мощности ветровых источников должны на 50% резервироваться традиционными, поскольку сила ветра в течение суток значительно колеблется. Кроме того, в штормовой ситуации, как это проявилось в Европе, ветровые источники массово останавливаются. А это коллапс для энергосистемы.

Иными словами, ветровая и солнечная энергетика являются очень перспективными отраслями электроэнергетики, но пока могут быть использованы лишь как вспомогательные отрасли энергетики, однако и это будет существенным сдвигом.
• Активное внедрение мини- и микро-ГЭС на которых себестоимость электроэнергии выше чем на ГЭС— гигантах, но они могут конкурировать по вопросу снижения издержек при транспортировке электроэнергии на близкие расстояния (до ста километров). По некоторым данным, в прогнозируемый период предусматривается сооружение объектов малой гидроэнергетики, к 2010-2015 гг. возможен ввод их мощности в объеме 178 МВт с выработкой свыше 1 млрд. кВт•ч электроэнергии, на что потребуется 200-220 млн. долларов;
• В ближайшей перспективе неизбежно и необходимо строительство еще пяти крупных ГЭС Средне- и Верхне-Нарынского каскада. Такая грандиозная программа гидроэнергетического строительства не может быть реализована только за счет ресурсов Кыргызстана. Поэтому приоритетная задача — привлечь к сотрудничеству крупнейшие компании России и ряда других стран, располагающих необходимыми инвестиционными ресурсами, проверенными на практике технологиями строительства в горных условиях объектов энергетики, производящих весь спектр энергетического оборудования, соответствующего по качественным характеристикам международным стандартам и совместимого с уже действующим технологическим оборудованием.

Подводя итоги, стоит отметить, что энергетику можно считать базовой отраслью экономики Кыргызстана, полностью обеспечивающей электроэнергией как внутренние потребности народного хозяйства и населения, так и экспорт в ряд стран. Следовательно, руководствуясь экономическими расчетами, есть необходимость развивать гидроэнергетическую отрасль. Однако, это следует делать, учитывая фактор глубокой интегрированности и взаимосвязанности энергетических отраслей республик Центральной Азии. Также стоит учитывать стремление Казахстана и Узбекистана трансформировать свои энергетические системы, с целью превращения их в более независимые отрасли, как это было продекларировано в 2009 году после холодной зимы 2007 года, когда угроза энергетической безопасности возникла перед южным Казахстаном и ферганской долиной Узбекистана. Для претворения в жизнь обозначенной цели возможно использование предложенных решений, но необходимо учитывать ряд имеющихся проблем: нехватка финансовых ресурсов и неразвитость финансовых инструментов для привлечения долгосрочных кредитов; желание всех республик Центральной Азии «перетянуть одеяло» на себя, т.е. получать электроэнергию подешевле от стран экспортеров (Таджикистана и Кыргызстана) и в тоже время нежелание продавать углеводороды по ценам приемлемым для взаимозависимых стран-соседей. Для более надежной энергетической безопасности Кыргызстана в будущем следует продолжить строительство Нарынского каскада и создать благоприятную среду для развития электроэнергетики основанной на альтернативных источниках энергии. Но даже при успешной реализации проектов по развитию энергетического потенциала республики проблема нехватки электроэнергии не будет решена в ближайшие несколько лет. Ввиду сильной изношенности основных средств энергетической отрасли с учетом наращивания темпов продажи электроэнергии зарубежным партнерам Кыргызстану потребуется не менее 5-6 лет продуманного инвестирования в энергетический сектор для достижения стабильности в вопросе энергетической безопасности.

Источник:  «Время Востока»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх