Свежее
Петрозаводскмаш отгрузил оборудование для системы безопасности ЭБ-4 АЭС Сюйдапу в КитаеВ 2024г Сургутнефтегаз снизил добычу нефти на 4,8%Цена нефти Brent на ICE превысила $66 впервые с 29 маяВ РФ представили инновационный комплекс для управления энергосистемамиПлавучую насосную станцию построят для вывода ЗАЭС на проектную мощностьНачалась сборка оборудования нового турбоагрегата на Смоленской ТЭЦ-2
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает изменить правила работы розничного рынка электроэнергии и отказаться от практики взимания авансов с некоторых энергокомпаний. Антимонопольщики полагают, что предоплата должна быть отменена для «избранных» либо распространена на всю цепочку оптового и розничного рынков. С тезисом о дискриминации на рынке согласны далеко не все, а полный переход на авансовую систему сейчас технически невозможен, пишет РБК daily.
Действующий механизм расчетов на розничном рынке электроэнергии является дискриминационным и должен быть изменен, следует из доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в России. 30 июля документ был представлен в РСПП. Критике антимонопольного органа подверглись условия предварительной оплаты электрической энергии или обеспечения исполнения обязательств по договору.
Речь идет о так называемых гарантирующих поставщиках второго уровня (ГП-2), поясняет начальник управления контроля электроэнергетики ФАС Виталий Королев. В этот разряд попали гарантирующие поставщики на сетях РЖД и ряд компаний, имевших достаточный объем потребителей. При изменении правил обязательства по авансам в размере 50% возникли лишь у тех ГП-2, которые самостоятельно не вышли на оптовый рынок и покупают энергию у гарантирующих поставщиков первого уровня.
Такая ситуация не устраивает ФАС: механизм расчета может привести к ограничению конкуренции, необоснованному увеличению затрат промпотребителей, потере ГП-2 клиентов и монополизации рынка гарантирующими поставщиками. Выплачивая авансы, навязывать предоплату потребителям они не могут. Где компании должны искать деньги, неясно, это дискриминирует ГП-2 по сравнению с другими игроками, отмечает г-н Королев. На рынке достаточно механизмов давления на неплательщиков, добавляет он. Согласно правилам они могут быть изгнаны с рынка, нарастив долги в течение двух месяцев.
Авансы должны быть отменены либо распространены на всю цепочку от производителей до потребителей на оптовом и розничном рынке, полагают в ФАС. Ведомство направило претензии в Минэнерго, надеясь со второй попытки донести свою позицию до ведомства Сергея Шматко.
Изменения правил долго обсуждались и были нацелены на энергосбытовые компании, говорит зампред правления НП гарантирующих поставщиков Наталья Невмержицкая. ФАС выступала против, и позиции профильных ведомств в конце прошлого года рассматривались в аппарате правительства. Предпочтение было отдано варианту Минэнерго. При обсуждении норма была признана приемлемой, потому что, не входя на оптовый рынок, ГП-2 не отвечают по обязательствам перед оптовиками, это дискриминирует последних, говорит источник, близкий к НП «Совет рынка».
Вопрос о введении авансов обсуждается «Советом рынка» уже достаточно давно. Наряду с фингарантиями предоплата могла бы стать механизмом борьбы с неплатежами. Но окончательных решений пока нет. Изгнание с рынка при срыве оплаты энергии более чем на два месяца также не слишком эффективно — непонятно, как взыскивать с перепродавцов уже накопленный долг.
На рынке нет категорических противников распространения авансовой системы. В конце прошлого года в правительстве обсуждалась идея введения предоплаты лишь для населения, промпотребители могли бы отвечать за долги своим имуществом. Но целевая модель розничного рынка не утверждена, и когда власти найдут консенсус с игроками рынка, неясно. Полноценное внедрение системы авансов — это уже норма закона: его можно принять, но внедрить «по щелчку» нереально, отмечает г-жа Невмержицкая. Проблема, в частности, упирается в необходимость перехода на «умные счетчики» — это вопрос времени и значительных вложений. Правила платежной дисциплины должны быть симметричными на оптовом и розничных рынках: авансовая система предпочтительна, согласен глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Но тогда необходимо менять систему бюджетного планирования и выделения денег на оплату электроэнергии на уровне Федерации и регионов для бюджетных потребителей, отмечает он.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Петрозаводскмаш отгрузил оборудование для системы безопасности ЭБ-4 АЭС Сюйдапу в Китае
Емкость системы аварийного охлаждения активной зоны (САОЗ), предназначенную для автоматической…
В 2024г Сургутнефтегаз снизил добычу нефти на 4,8%
До 53,7 млн т.
Цена нефти Brent на ICE превысила $66 впервые с 29 мая
По данным биржи на 16:33 мск, цена Brent росла на…
В РФ представили инновационный комплекс для управления энергосистемами
Ключевые возможности комплекса включают создание и тестирование алгоритмов защиты и…
Плавучую насосную станцию построят для вывода ЗАЭС на проектную мощность
Мощностью до 80 тыс куб м в час.