Новости энергетики 16+

Комитет ГосДумы по энергетике поддерживает законопроект, отменяющий запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для ТЭС и АЭС

Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает проект федерального закона, отменяющий запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для ТЭС и АЭС, заново внесенный его авторами после доработки.

Проект федерального закона № 486735-8 «О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по которому Комитет является соисполнителем, был рассмотрен на заседании 12 февраля 2025 года.
Законопроект направлен на отмену законодательного запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения (ПСТВ) для тепловых и атомных электрических станций.

Как пояснил первый заместитель председателя Комитета по энергетике Павел Завальный, являющийся одним из авторов законопроекта, запрет на проектирование ПСТВ был включен в Водный кодекс РФ в 2006 году в связи с серьезным загрязнением Братского и Усть-Илимского водохранилищ промышленными предприятиями, на которых вода является составной частью производственного процесса. Однако цели и способы использования ПСТВ на объектах энергетики и на предприятиях обрабатывающих и добывающих отраслей существенно различаются, что обусловливает и разный уровень экологических рисков для водных объектов.
Сегодня в России прямоточными системами оборудовано около 40% мощностей энергетической системы России, в том числе 84 ТЭС, Ленинградская и Кольская АЭС, а также судовые атомные энергоустановки ледоколов и плавучей атомной станции «Академик Ломоносов».

Эксплуатация всех этих объектов генерации осуществляется в соответствии с установленными требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе, по сохранению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Результаты многолетних наблюдений, выполненных в рамках производственного экологического контроля на Кольской и Ленинградской АЭС, как самими АЭС, так и сторонними организациями, свидетельствуют, что эксплуатация ПСТВ не приводит к ухудшению качества водных ресурсов используемых водоемов, изменению химического состава воды, продуктивности и условий существования популяций ценных видов рыб и других видов водных биологических ресурсов.

«Можно говорить о том, что экологические риски, связанные с использованием прямоточных систем промпредприятиями, были распространены на объекты энергетики не вполне обоснованно. При этом их запрет оказывает существенное влияние на техническо-экономические показатели проектируемых станций, ведет к значительному увеличению затрат генерирующих компаний, которые затем через тариф перекладываются на потребителей электроэнергии», полагает Павел Завальный.
Он также подчеркнул, что законопроект не отменяет необходимость соблюдения установленных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации ТЭС и АЭС в области охраны окружающей среды, а также проведения государственной экспертизы соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.

Замечания к предыдущей редакции законопроекта были учтены авторами и устранены в рамках рекомендованной ответственным Комитетом Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды доработки документа и его повторного внесения согласно статье 112 Регламента Государственной Думы.

Как отметил председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов, предоставление возможности проектирования ПСТВ на объектах энергетики позволит выбирать наиболее приемлемый вариант в каждом конкретном случае их возведения с учетом технических, экологических и экономических факторов. Это может оказать положительное влияние на технико-экономические показатели новых проектируемых ТЭС и АЭС.

«Важно учитывать, что в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года планируется значительный объем строительства генерирующего оборудования до 2042 года общим объемом около 88 млн. кВт., включая 29 млн. кВт новых энергоблоков АЭС и 35 млн. кВт генерирующего оборудования ТЭС. Соответственно, принятие законопроекта, снимающего запрет на проектирование на них ПСТВ, может способствовать более эффективному решению государственных задач по обеспечению потребности экономики и населения электроэнергией, предотвращения дефицита мощностей, в том числе, в дальневосточных районах страны», подчеркнул Николай Шульгинов.

Он также обратил внимание, что значимость законопроекта была отмечена в Постановлении Государственной Думы № 5819-8 ГД от 12 марта 2024 года «Об информации генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» А.Е. Лихачева на тему «Роль атомной промышленности в обеспечении технологического суверенитета».

При этом Комитет Государственной Думы по энергетике сформулировал к законопроекту ряд замечаний. Ключевое из них касается нормы о согласовании применения ПСТВ с Федеральным агентством водных ресурсов. Законопроектом предусматривается проведение Государственной экологической экспертизы проектной документации ТЭС и АЭС с ПСТВ, при этом согласно требованиям статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в состав документации, предоставляемой для проведения Государственной экологической экспертизы, входят материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. Схожие требования в сфере охраны окружающей среды содержатся в Водном, Градостроительном Кодексах РФ, других нормативных актах различного уровня.

«Таким образом, положение законопроекта о согласовании с Федеральным агентством водных ресурсов применения ПСТВ дублирует требования уже действующего законодательства. Это приведет к дополнительной административной нагрузке на хозяйствующие субъекты за счет увеличения процедур по согласованию деятельности, которая, по сути, и так согласовывается на этапе планирования в рамках других процедур, в том числе при прохождении государственной экспертизы проектной документации, заключении договоров водопользования», отметил председатель Комитета по энергетике.
Учитывая значимость законопроекта, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает проект федерального закона № 486735-8 «О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом его доработки ко второму чтению.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх