Свежее
На ЭБ-1 АЭС Аккую в Турции завершен монтаж турбиныЦена газа на бирже в США в ноябре достигла исторического минимумаНа Саратовской ГЭС завершена ремонтная кампания 2024гЗа 11 мес Газпром увеличил производительность 38 ГРС на 8,4 млрд куб мУральский НОЦ создаст спутниковый комплекс для мониторинга ЛЭПНа подготовку электросетей ЯНАО к зиме направили 1,2 млрд руб
Законопроекты были рассмотрены на заседании Комитета ГосДумы по энергетике 11 декабря 2024 года.
Как отметил председатель Комитета Николай Шульгинов, проект федерального закона № 681175-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на решение нескольких задач: совершенствование правового регулирования статуса газораспределительной организации (ГРО); обеспечение беспрепятственного доступа к местным газораспределительным сетям при осуществлении ГРО мероприятий по подключению объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования, в том числе, в рамках реализации программы социальной газификации; повышение уровня безопасности эксплуатации газораспределительных сетей и их объектов, в том числе, путем устранения бесхозяйных сетей и объектов.
Как сообщил один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Павел Завальный, проблемы «основного абонента», бесхозяйных сетей газораспределения связаны с неурегулированными вопросами строительства, в том числе, силами частных инвесторов, оформления прав собственности и эксплуатации газопроводов в 90е-00е годы, а также прошедшей в 90-х приватизации газораспределительных сетей.
На сегодня большинство созданных с привлечением частных инвестиций газопроводов, общая протяженность которых по стране превышает 100 тыс. км, находятся по существу вне правового поля, не являются объектами налогообложения и фактически должным образом не эксплуатируются. Еще около 100 тыс. км. распределительных газопроводов находятся в собственности юридических лиц, не оказывающих услуги по транспортировке газа по ним и не являющихся публичными образованиями. Это создает риски для обеспечения надежного и безопасного газоснабжения подключенных к ним потребителей, затрудняет подключение к сетям объектов капитального строительства новых потребителей. Кроме того, важно учитывать тот факт, что газораспределение фактически является естественно монопольным видом деятельности и касается объектов повышенной опасности.
«Задача нашего законопроекта – без нарушения прав собственности объектов силами ГРО, с сетями которых они непосредственно связаны технологически, обеспечить надлежащее техническое обслуживание и эксплуатацию газопроводов. Это позволит более быстро и эффективно навести порядок в сфере газораспределения, привести все сети к единым правилам эксплуатации, обслуживания и контроля, повысить безопасность газоснабжения, а также ускорит реализацию программы социальной газификации, которая предполагает интенсивное развитие газораспределительной системы», пояснил Павел Завальный.
Рассмотреть законопроект в первом чтении предлагается на пленарном заседании 17 декабря 2024 года.
Также на этом пленарном заседании Комитет предлагает рассмотреть во втором чтении законопроект№ 508638-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 23 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» (в части введения института регуляторных контрактов), который законодательно закрепляет практику заключения регуляторных контрактов между органами власти и газораспределительными организациями. Он позволит увеличить темпы газификации регионов за счет привлечения дополнительных источников финансирования региональных программ газификации, развития сетей, увеличение объемов поставки газа потребителям.
В числе поправок, рекомендуемых к принятию – дополнение законопроекта новой статьей 21.1, отражающей существенные условия, которые должен содержать регуляторный контракт, включая обязательства сторон и срок действия соглашения; добавление норм, наделяющей Правительство РФ полномочиями по установлению порядка заключения, изменения, прекращения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности в области газоснабжения (регуляторных контрактов), а также контроля за их исполнением; расширение полномочий федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На заседании Комитета было утверждено Заключение на проект федерального закона № 684551-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (о заключении договоров на перевозку железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати»). Комитет Государственной Думы по энергетике, являющийся соисполнителем по законопроекту, не поддерживает его концепцию.
Законопроект подготовлен группой депутатов Государственной Думы и сенатором РФ в целях повышения дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки существующей железнодорожной инфраструктуры, обеспечения гарантии загрузки перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечения перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров, обеспечения гарантии вывоза продукции в объеме, предусмотренном договором по принципу «вези и плати».
Как отмечено в Заключении Комитета, сегодня на всех без исключения направлениях железной дороги фиксируется дефицит пропускной способности, усилившийся в результате перераспределения грузопотоков в связи с санкциями и эмбарго недружественных стран, а также перераспределения грузопотоков с автомобильного транспорта в пользу железнодорожного. Не растет вывоз в восточном направлении, падает вывоз в западном. Как полагает первый заместитель председателя Комитета Дмитрий Исламов, в этих условиях реализация механизма «вези или плати» не обеспечит гарантированный грузопоток, а приведет к дополнительным финансовым потерям грузоотправителей и грузополучателей, что создает риски, в частности, для предприятий угольной отрасли, и так переживающей кризис, а также для поставок нефтепродуктов. «В мировой практике этот механизм применяется для гарантии загрузки профицитной инфраструктуры. А в условиях острого дефицита, который сегодня есть на Восточном полигоне, эта норма превращается в дополнительное обременение», уверен он.
Председатель Комитета Николай Шульгинов резюмировал: «в текущих условиях законопроект не имеет экономического смысла и лишь усугубит сложности в области железнодорожных перевозок грузов, важных для российской экономики. Комитет не может поддержать содержащийся в нем подход и считает, что законопроект требует серьезной доработки»».
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На ЭБ-1 АЭС Аккую в Турции завершен монтаж турбины
На предстоящем этапе в машзале блока № 1 будет проведен…
Цена газа на бирже в США в ноябре достигла исторического минимума
США вступили в зиму 2024–2025гг с наибольшими запасами газа в…
На Саратовской ГЭС завершена ремонтная кампания 2024г
Текущий ремонт был выполнен на 18 гидроагрегатах.
За 11 мес Газпром увеличил производительность 38 ГРС на 8,4 млрд куб м
За счет модернизации.
Уральский НОЦ создаст спутниковый комплекс для мониторинга ЛЭП
Основная задача комплекса — определение мест повреждений на ЛЭП и…
На подготовку электросетей ЯНАО к зиме направили 1,2 млрд руб
Энергетики выполнили ремонт более 500 км ЛЭП и 113 ПС…