Европа, которая в настоящий момент потребляет существенный объем сжиженного природного газа (СПГ) из России, вряд ли сможет отказаться от него в ближайший год. Даже в случае введения эмбарго на поставки из России, СПГ будет поступать на этот рынок через серые схемы, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём 22 апреля заявил, что страны Евросоюза планируют включить в 14-й пакет антироссийских санкций запрет на поставки СПГ.
Эксперт «ИнфоТЭК», заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что такого рода заявления звучали и ранее, однако пока они ни к чему не привели. Ввести запрет на российский СПГ сейчас можно только при условии, что европейские политики готовы к новому витку роста цен, считает эксперт. «В данный момент складываются условия для частичного восстановления спроса. Но резкая смена привычных потоков не только спровоцирует волнение на бирже, но и замедлит восстановление спроса в Европе», — поясняет Фролов.
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт клуба «Валдай» Алексей Гривач считает, что в основе разговоров о запрете лежит интерес стран получателей и компаний, которые зарабатывают на продаже газа, и понимание, что ограничения принесут дополнительный рост цен на энергоносители.
«Но даже если примут в каком-то виде запрет, то получится, как с нефтью. СПГ российского происхождения пойдет в условную Турцию, а с другим „лейблом“ — на европейские терминалы. С дополнительными издержками, которые оплатят в том числе потребители», — указывает эксперт.
Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что если решение о запрете и будет принято, то оно уже не затронет поставки СПГ в этом году. «Точно не в 2024 году, при самом пессимистичном сценарии речь будет идти об январе 2025 года или даже о втором полугодии 2025 года, может даже о его конце. Кроме того, для ряда стран могут быть приняты исключения», — уточняет эксперт.
Зависимость ЕС от российского СПГ Белогорьев связывает с тем, что сейчас на рынке наблюдается скрытый дефицит предложения: дополнительных объемов в этом году не появится, а ситуация на рынке усгубляется простоем российского проекта «Арктик СПГ — 2».
«В 2024 году заместить российский СПГ просто нечем, а это большой объем. В прошлом году из России было поставлено 15 млн тонн — это примерно 15% от импорта ЕС, если не учитывать внутренние поставки между странами Европы. В этом году, по неполным четырем месяцам, доля России в ЕС достигла уже 19%. Россия является вторым по величине экспортером СПГ после США, опережая Катар. Этот объем физически взять неоткуда, заместить трубопроводными поставками у ЕС также не выйдет», — отмечает Белогорьев.
По его словам, ситуация может поменяться с начала 2025 года, когда будут введены новые мощности, прежде всего в США. Начиная со второго квартала 2025 года у ЕС появится возможность нарастить поставки, однако все будет зависеть от спроса на СПГ в Азии, так как часть этого объема будет направлена на эти рынки.
Для России потеря рынка ЕС будет заметна, так как это увеличит транспортное плечо, подчеркивает Белогорьев. Кроме того, стране потребуется больше газовозов, которых стране и так не хватает.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.