Новости энергетики 16+

ЕК устанавливает правила для возобновляемого водорода в ЕС

Сегодня Комиссия предложила подробные правила для определения того, что представляет собой возобновляемый водород в ЕС, с принятием двух делегированных актов, необходимых в соответствии с Директивой по возобновляемым источникам энергии. Эти акты являются частью широкой нормативно-правовой базы ЕС для водорода, которая включает в себя инвестиции в энергетическую инфраструктуру и правила государственной помощи, а также законодательные цели для возобновляемого водорода для промышленности и транспортного сектора. Они обеспечат, чтобы все возобновляемые виды топлива небиологического происхождения (также известные как RFNBO) производились из возобновляемой электроэнергии. Эти два закона взаимосвязаны и оба необходимы для учета топлива в отношении целевого показателя государств-членов по возобновляемым источникам энергии. Они обеспечат нормативную определенность для инвесторов, поскольку ЕС стремится достичь 10 миллионов тонн внутреннего производства возобновляемого водорода и 10 миллионов тонн импортируемого возобновляемого водорода в соответствии с План восстановления мощности.

Больше возобновляемых источников энергии, меньше выбросов

Первый делегированный акт определяет, при каких условиях водород, топливо на основе водорода или другие энергоносители могут рассматриваться как RFNBO. Закон разъясняет принцип “дополнительности” для водорода, изложенный в Директиве ЕС по возобновляемым источникам энергии. Электролизеры для производства водорода должны быть подключены к новому производству возобновляемой электроэнергии. Этот принцип направлен на то, чтобы производство возобновляемого водорода стимулировало увеличение объема возобновляемой энергии, доступной для сети, по сравнению с тем, что уже существует. Таким образом, производство водорода будет способствовать декарбонизации и дополнять усилия по электрификации, избегая при этом давления на производство электроэнергии.

Хотя первоначальный спрос на электроэнергию для производства водорода будет незначительным, он увеличится к 2030 году с массовым внедрением крупномасштабных электролизеров. По оценкам Комиссии, для достижения цели 2030 года по восстановлению производства 10 миллионов тонн RFNBO требуется около 500 ТВтч возобновляемой электроэнергии. Цель в 10 млн тонн в 2030 году соответствует 14% от общего потребления электроэнергии в ЕС. Это стремление отражено в предложении Комиссии увеличить целевой показатель по возобновляемым источникам энергии на 2030 год до 45%.

Делегированный закон устанавливает различные способы, с помощью которых производители могут продемонстрировать, что возобновляемая электроэнергия, используемая для производства водорода, соответствует правилам дополнительности. Он также вводит критерии, направленные на обеспечение того, чтобы возобновляемый водород производился только тогда, когда и где доступно достаточное количество возобновляемой энергии (известной как временная и географическая корреляция).

Чтобы учесть существующие инвестиционные обязательства и позволить сектору адаптироваться к новым условиям, правила будут вводиться постепенно и со временем станут более жесткими. В частности, правила предусматривают переходный этап требований к “дополнительности” для водородных проектов, которые начнут действовать до 1 января 2028 года. Этот переходный период соответствует периоду, когда электролизеры будут расширены и поступят на рынок. Кроме того, производители водорода смогут ежемесячно согласовывать свое производство водорода со своими законтрактованными возобновляемыми источниками энергии до 1 января 2030 года. Однако государства-члены будут иметь возможность ввести более строгие правила временной корреляции с 1 июля 2027 года.

Требования к производству возобновляемого водорода будут применяться как к отечественным производителям, так и к производителям из третьих стран, которые хотят экспортировать возобновляемый водород в ЕС для достижения целей ЕС в области возобновляемых источников энергии. Схема сертификации, основанная на добровольных схемах, обеспечит, чтобы производители, будь то в ЕС или в третьих странах, могли простым и легким способом продемонстрировать свое соответствие нормам ЕС и торговать возобновляемым водородом на Едином рынке.

Второй делегированный акт предусматривает методологию расчета выбросов парниковых газов за жизненный цикл для RFNBO. Методология учитывает выбросы парниковых газов на протяжении всего жизненного цикла топлива, включая выбросы выше по течению, выбросы, связанные с получением электроэнергии из сети, от переработки, а также выбросы, связанные с транспортировкой этого топлива конечному потребителю. Методология также разъясняет, как рассчитать выбросы парниковых газов от возобновляемого водорода или его производных в случае его совместного производства на предприятии, производящем ископаемое топливо.

После сегодняшнего принятия Акты теперь будут переданы в Европейский парламент и Совет, у которых есть 2 месяца, чтобы тщательно изучить их и либо принять, либо отклонить предложения. По их просьбе период проверки может быть продлен на 2 месяца. У парламента или Совета нет возможности внести изменения в предложения.

Предыстория

В 2020 году Комиссия приняла водородную стратегию, в которой изложено видение создания европейской водородной экосистемы от исследований и инноваций до производства и инфраструктуры, а также разработки международных стандартов и рынков. Ожидается, что водород сыграет важную роль в декарбонизации промышленности и транспорта большой грузоподъемности в Европе и во всем мире. В рамках пакета «Fit for 55″ Комиссия ввела несколько стимулов для его использования, включая обязательные целевые показатели для промышленности и транспортного сектора.

Водород также является ключевым элементом плана REPowerEU по избавлению от российского ископаемого топлива. Комиссия наметила концепцию ‘Ускорителя водорода» для расширения масштабов использования возобновляемого водорода. В частности, План REPowerEU нацелен на то, чтобы ЕС производил 10 миллионов тонн и импортировал 10 миллионов тонн возобновляемого водорода к 2030 году.

Помимо нормативно-правовой базы, Комиссия также поддерживает появление водородного сектора в ЕС посредством важных проектов, представляющих общий европейский интерес (IPCEIs). Первый IPCEI под названием «IPCEI Hy2Tech», который включает в себя 41 проект и был утвержден в июле 2022 года, направлен на разработку инновационных технологий для цепочки создания стоимости водорода для обезуглероживания промышленных процессов и сектора мобильности с акцентом на конечных пользователей. В сентябре 2022 года Комиссия одобрила «IPCEI Hy2Use», второй проект, который дополняет IPCEI Hy2Tech и который будет поддерживать строительство инфраструктуры, связанной с водородом, и разработку инновационных и более устойчивых технологий для интеграции водорода в промышленный сектор.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх