Новости энергетики 16+

ВР не дала ЛУКОЙЛу получить блокпакет в месторождении Шах-Дениз

Британская BP объявила об увеличении своего пакета в проекте разработки крупного газового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане. Компания, используя свое преимущественное право, выкупила 1,16% у малайзийской Petronas. Сумма сделки составила $168 млн, закрыть ее стороны планируют до конца января 2022 года. После покупки BP, которая является оператором проекта, увеличит свою долю до 29,99%, пишет «Коммерсантъ».

Сделка помешает получить блокпакет в Шах-Денизе ЛУКОЙЛу, который в начале октября договорился с Petronas о выкупе всей доли малайзийской компании в проекте — 15,5%.

Но закрыть сделку стоимостью около $2,25 млрд российская компания не успела, так как для этого нужно было получить ряд согласований, в том числе от азербайджанской госкомпании SOCAR. Как сообщал в конце ноября глава Petronas Мухаммед Тауфик, ЛУКОЙЛ должен был выкупить пакет компании не позднее первого квартала следующего года, получив 25,5%. Теперь же у компании окажется только 24,34%. Будут ли в связи с этим пересмотрены структура и сумма сделки, в ЛУКОЙЛе не комментируют.

Разработка Шах-Дениза началась в 1996 году. Участниками проекта тогда стали BP с долей в 28,8%, Petronas (15,5%), ГНКАР (16,7%), ЛУКОЙЛ и NICO (по 10%) и TPAO (19%). Азербайджан тогда был объявлен альтернативным источником поставок газа для Европы по сравнению с «Газпромом», и ЕС активно работал над увеличением мощности этого маршрута. В 2020 году добыча на проекте составила 18,1 млрд кубометров газа (рост на 7,7%) и 3,6 млн тонн конденсата (рост на 2,8%). В 2022 году она ожидается на уровне 22,8 млрд кубометров, что на 7% превысит прогнозный показатель 2021 года.

Решение BP не допустить роста доли ЛУКОЙЛа свыше 25%, видимо, связано с необходимостью сохранять контроль над проектом. Хотя BP в любом случае сохранила бы операторство, номинации в совет директоров консорциума происходят пропорционально долям, и именно совет директоров принимает важные решения по уровню ежегодных инвестиций, распределению прибыли и т. д. «По всей видимости, реализация преимущественного права для ВР необходима для сохранения операторства и контроля за активом. Возможно, в соответствии с акционерным соглашением, в случае превышения порога в 25% должны были бы произойти изменения в органах управления, которые ВР смогла предотвратить»,— говорит Карен Дашьян из Advance Capital. С ним согласен Василий Танурков из АКРА: «Если бы сделка объяснялась исключительно инвестиционной привлекательностью, покупаемая доля была бы больше». Заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач при этом сомневается, что ЛУКОЙЛ мог быть заинтересован в каких-либо конфликтах с другими акционерами Шах-Дениза.

Как отмечает Дмитрий Маринченко из Fitch, британская компания в любом случае осталась бы оператором проекта, никто, в том числе ЛУКОЙЛ, на эту роль не претендовал. Он предполагает, что такое незначительное увеличение доли BP может быть связано с нюансами акционерного соглашения между участниками консорциума. «Для Petronas и ЛУКОЙЛа вхождение в проект являлось, скорее, финансовой инвестицией, вряд ли незначительное уменьшение той доли, которую в итоге купит российская компания, лишит ее каких-то возможностей, на которые она изначально рассчитывала»,— говорит эксперт. Андрей Громадин из Sberbank CIB согласен, что даже с учетом сокращения доли, которую ЛУКОЙЛ в итоге сможет приобрести, сделка выглядит для компании привлекательно.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх