Актуально
За 9 мес РФ снизила экспорт СПГ на 11%За 9 мес РФ снизила трубопроводные поставки газа в Европу на 45%В 2026г РФ перенаправит поставки СПГ из Европы в АзиюИмпорт Индией нефти из США в октябре увеличился до 540 тыс б/сК 2030г МЭА ждет выхода поставок газа РФ в Китай по «Силе Сибири» на 44 млрд куб мВ 2024–2030гг МЭА ждет роста добычи газа в РФ на 4%
Как выяснилось, Минэнерго сформировало итоговые параметры программы модернизации старой генерации в РФ с общими инвестициями 1,45 трлн руб. в ценах 2020 года. Механизм допускает рост нагрузки на потребителей к 2035 году почти вдвое — до 2,13 трлн руб. в ценах 2021 года. Проект также разрешает не штрафовать инвесторов за опоздания со вводами, если они ставят пилотные газовые турбины отечественного производства большой мощности, и индексирует потолок CAPEX для проектов. Крупные потребители считают, что документ не учел минусы предыдущих инвестконтрактов, и хотят продлить сроки его рассмотрения, пишет «Коммерсантъ».
Минэнерго скорректировало проект постановления правительства по программе модернизации старых ТЭС. В версию, заново отправленную в конце июля в Минпромторг, Минэкономики и ФАС, вошла оценка экономических последствий для потребителей. По оценке Минэнерго, общие выплаты потребителей до 2035 года, которые должны возвращать инвестиции энергетиков, вырастут с 1,35 трлн руб. до 2,13 трлн руб. (в ценах 2021 года). Предельный CAPEX для отбора инвестпроектов — 54 тыс. руб. за кВт для угольных ТЭС, 33 тыс. руб. за кВт — для газовых (потолок может быть поднят на 7% для компенсации прочих расходов).
В ноябре 2017 года Владимир Путин в целом поддержал концепцию Минэнерго о продлении инвестцикла в энергетике: денежный поток от завершенной в целом программы договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций в новые ТЭС из повышенных платежей потребителей) будет перенаправлен на обновление старой генерации. Минэнерго предлагает модернизировать 39 ГВт, первый отбор 11 ГВт должен пройти до ноября сразу на 2022–2024 годы. С генкомпаниями будет заключаться контракт на 16 лет, в первый год рынок будет оплачивать только OPEX, в дальнейшем и CAPEX. Локализация оборудования для проектов должна составить не менее 90%, если она будет ниже, инвестору будут компенсировать только OPEX. Минэнерго также предлагает поднять цену «старой мощности» на рынке: в этом году на конкурентном отборе на 2022–2024 годы ее доиндексируют на 6–7 процентных пунктов. При этом рост тарифов для потребителей при реализации программы модернизации не должен превышать уровень инфляции.
Ключевые параметры программы, о которых сообщалось 27 июня, сохранены. В их числе и доходность проектов в 14%, хотя вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания 3 июля поручил проработать возможность ее снижения (Минэкономики предлагало 12%, но против были Минэнерго и генкомпании). Доработать проект вице-премьер поручал до 16 августа, 20 августа документ будут обсуждать на совещании у него. Доклад главы Минэнерго Александра Новака по модернизации включен в повестку заседания президентской комиссии по ТЭКу 27 августа.
Но Минэнерго пошло также на ежегодную индексацию CAPEX проектов модернизации и прописало преференции для инвесторов, переводящих ТЭС с паросилового цикла на более эффективный парогазовый. Для последних исключено требование о минимальном коэффициенте использования мощности не ниже 20% (около 2,5 месяца работы в год). Также учтено предложение Минпромторга о нештрафуемой отсрочке вводов для пилотных проектов с российскими газовыми турбинами мощнее 65 МВт.
В Минэкономики сообщили, что документ получили, свои замечания направили в Минэнерго. В Минпромторге, Минэнерго и ФАС документ не комментировали.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что, несмотря на регуляторную природу инвестмеханизма, конкуренция в нем значительно выше, чем в проектах ДПМ 2010-х годов. «Базовая ставка в 14% выглядит высокой, но в реальности оценить привлекательность проектов для генкомпаний можно только при реализации, когда все неизвестные (конечная смета, спрос, OPEX) будут ясны»,— отмечает аналитик. Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев говорит, что проект в текущей редакции — «заведомо напрасная трата денег» и «повторение ошибок текущей программы ДПМ». Обязательств по будущей загрузке генерации не предусмотрено, платеж за мощность для простаивающих и работающих объектов предлагается одинаковым, поясняет он. В ассоциации также считают, что в проекте нет корректной оценки регулирующего воздействия проекта на бизнес: Минэнерго присвоило документу низкий уровень, сократив сроки его общественного обсуждения.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
За 9 мес РФ снизила экспорт СПГ на 11%
На 3,5 млрд куб м.
За 9 мес РФ снизила трубопроводные поставки газа в Европу на 45%
Доля российского трубопроводного газа в спросе Европы на газ за…
В 2026г РФ перенаправит поставки СПГ из Европы в Азию
Экспорт российского СПГ в Европейский союз в 2024г составил около…
Импорт Индией нефти из США в октябре увеличился до 540 тыс б/с
Этот показатель является максимумом с 2022 г.
К 2030г МЭА ждет выхода поставок газа РФ в Китай по «Силе Сибири» на 44 млрд куб м
Кроме того, в 2027г начнутся поставки российского газа в Китай…
В 2024–2030гг МЭА ждет роста добычи газа в РФ на 4%
При этом спрос на газ в России за этот же…