Свежее
Petrovietnam может получить долю в 35% в Харьягинском СРПИмпорт газа Китаем в январе — апреле упал на 9,2%, а нефти вырос на 0,5%Запасы нефти в США за неделю снизились на 2 млн баррелейЕС включит в 17-й пакет санкций против России Сургутнефтегаз и ВСКПлановые испытания объектов энергосистемы пройдут в Калининградской области с 12 по 13 маяРУСЭЛ расширяет сотрудничество с Узбекистаном
Чтобы нагнать отставание в секторе хранения энергии, России следует начать с разработки собственных технологий и на этом этапе ориентироваться на испытательные пилотные проекты на базе импортных технологий, считают эксперты «Роснано» и ЦСР. Видимо, роль РФ на мировом рынке накопителей энергии останется довольно скромной, а потребители уже опасаются того, что им опять придется платить энергетикам за новые технологии, пишет «Коммерсантъ».
Россия не успела вовремя начать внедрение систем накопления (хранения) энергии (СНЭ) и вынуждена будет догонять зарубежные страны, следует из представленного 3 июля экспертного доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) и «Роснано». Как отмечается в докладе, мировой рынок СНЭ в энергетике к 2025 году превысит $18 млрд, у потребителей («интернет энергии») — $10,8 млрд. В 2017 году объем рынка составлял $2,6 млрд. В РФ пока из таких технологий есть только 1,4 ГВт гидроаккумулирующих станций (ГАЭС), иные технологии практически не применяются, единственный крупный завод аккумуляторов — «Лиотех» «Роснано», другие работают на военные заказы с устаревшими технологиями, считают эксперты. Максимальный объем рынка СНЭ в РФ к 2025 году может достигнуть $8,6 млрд, но «реалистичный» — лишь $1,5–3 млрд.
Накопление энергии считается технологией, которая может, по выражению замглавы УК «Роснано», главы набсовета «Совета рынка» (регулятор энергорынков) Юрия Удальцова, «сломать ключевой постулат», лежащий в основе энергосистем,— то, что энергию нельзя хранить. Сейчас потребители содержат огромный резерв генерации для покрытия пиковых нагрузок. Развитие зеленой генерации с нестабильной выработкой усложняет ситуацию. Это приводит и к волатильности цен на электроэнергию: на пике спроса они растут, при минимуме потребления падают, что могли бы сгладить СНЭ. Стимулом для развития СНЭ стал и бум электромобилей, использующих те же технологии хранения.
Ключевая проблема СНЭ — их высокая цена. Стоимость хранения энергии (около $0,4 за кВт•ч) в разы выше производства, говорит Наталья Порохова из АКРА, средняя конечная энергоцена в РФ — $0,05. «Промышленность следит за сектором накопителей, но ожидает удешевления технологии,— говорит замглавы «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко.— Сейчас СНЭ на предприятиях используются редко и только как резерв на короткий период». Но при достижении экономической эффективности потребители будут активно инвестировать в СНЭ, это позволяет снижать энергозатраты в периоды пиковых цен.
В РФ с 2017 года есть стратегия развития СНЭ, а вице-премьер Аркадий Дворкович в 2016 году поручал министерству и «Роснано» разработать техзадание на создание госпрограммы поддержки кластера. В Минэнерго заявили, что сформирована «дорожная карта» по развитию СНЭ, но системы надо опробовать на «пилотах» и при положительных результатах внедрять технологии. Но опробование технологии — дело «Роснано» и других компаний отрасли, говорят в ведомстве.
Ликвидировать с ходу технологическое отставание эксперты ЦСР и «Роснано» не предлагают. По их мнению, РФ может добиться успеха в «постлитиевых» и металл-воздушных аккумуляторах, проточных батареях, гравитационных и водородных технологиях. В докладе предложен «стратегический маневр». Сначала предлагается не ждать, когда технологии подешевеют, а начинать создавать внутренний спрос — за счет пилотных проектов (испытательных полигонов). «Пилоты», говорится в докладе, на первом этапе ограничатся изолированными энергосистемами, электротранспортом, передвижными источниками энергии и т. д., при этом здесь предполагается использовать импортные технологии, а на следующем этапе заменять их отечественными.
Валерий Дзюбенко замечает, что инвестиции должны быть экономически эффективны, а не перекладываться целиком на потребителей, как это было при ДПМ (договора на поставку мощности, когда вложения энергетиков в генерацию возвращают потребители за счет повышенных платежей). Но пока о новых ДПМ не упоминается, на презентации доклада говорилось лишь о мерах поддержки из бюджета за счет мер промышленной политики (субсидии НИОКР, займы Фонда развития промышленности и т. д.). В Минпромторге заявили, что заинтересованы в разработке СНЭ в РФ и прорабатывают вопрос с заинтересованными организациями.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Petrovietnam может получить долю в 35% в Харьягинском СРП
Срок действия соглашения о разделе продукции по Харьяге будет продлен…
Импорт газа Китаем в январе — апреле упал на 9,2%, а нефти вырос на 0,5%
До 38,99 млн т и 183,03 млн т соответственно.
Запасы нефти в США за неделю снизились на 2 млн баррелей
До 438,4 млн баррелей.
ЕС включит в 17-й пакет санкций против России Сургутнефтегаз и ВСК
Также ЕС намерен внести в черный список компанию Litasco Middle…
Плановые испытания объектов энергосистемы пройдут в Калининградской области с 12 по 13 мая
В связи с этим возможны кратковременные перебои в подаче электричества…
РУСЭЛ расширяет сотрудничество с Узбекистаном
В сфере поставок электротехнического оборудования, локализации производства.