Актуально
В Крыму увеличат число АЗС с топливом в свободной продажеМинэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗСО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФОВ 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефтиРоссети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетямСтремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Австрия, около 40 лет последовательно выступающая против атомной энергетики, намерена через Суд ЕС заблокировать строительство в Венгрии АЭС «Пакш-2» по российскому проекту. Претензии Вены пока довольно неопределенны: соображения безопасности, энергополитики и экономическая неэффективность. До этого в течение трех лет «Пакш-2» уже исследовала Еврокомиссия, в итоге разрешившая строительство, но, как признали в Будапеште, эти разбирательства задержали реализацию проекта как минимум на год, пишет «Коммерсантъ».
Правительство Австрии намерено подать иск в Европейский суд на Венгрию из-за решения строить вторую очередь АЭС «Пакш» («Пакш-2»). Соответствующее поручение юристам дал канцлер Австрии Кристиан Керн 13 октября. Он заявил, что категорически против строительства АЭС: проект «не имеет смысла» и по соображениям безопасности, и с точки зрения энергополитики и экономики. Экономическую неэффективность, как считает канцлер, признала и Еврокомиссия, выдавшая в марте Будапешту разрешение на софинансирование «Пакш-2» из бюджета страны. В «Росатоме» (подрядчик АЭС) от комментариев отказались, представители канцлера Австрии и правительства Венгрии не ответили.
АЭС «Пакш-2» (пятый и шестой энергоблоки мощностью 1,2 ГВт) будет сооружена по российскому проекту, начать строительство первоначально планировалось в 2018 году, а ввести блоки — в 2025–2026 годах. Стоимость проекта — €12,5 млрд, из которых €10 млрд — госкредит РФ, остальные средства должны быть найдены венгерской стороной. Порядка 40% заказов для проекта отдается венгерским компаниям. Хотя контракт на строительство АЭС был подписан еще в 2014 году, проект крайне долго изучали в Брюсселе. Так, еще в 2015 году по настоянию ЕК и Euratom Supply Agency (ядерный регулятор ЕС) были изменены параметры топливного контракта: срок эксклюзивных поставок российского топлива для «Пакш-2» был урезан до десяти лет. Затем Брюссель взялся за исследование антимонопольных вопросов (в ЕК заинтересовались, почему «Росатом» получил венгерский контракт без тендера), а также госфинансированием проекта со стороны Будапешта. Впрочем, принципиальных возражений Брюссель в итоге выдвигать не стал, ограничившись в марте этого года косметическими поправками. Из-за долгих расследований Венгрия вынуждена была сдвинуть сроки ввода «Пакш-2» на год: как говорил в начале октября министр по делам расширения АЭС Янош Шули, энергоблоки вступят в строй лишь в 2026–2027 году.
По мнению партнера Herbert Smith Freehills Алексея Панича, в данном случае возникают вопросы о компетенции Суда ЕС: согласно основополагающим соглашениям, вопросы энергетики относятся по-прежнему к компетенции стран-членов, а аргумент о «неэффективности» атомной энергетики едва ли может быть признан юридическим. Что касается аргумента об угрозе безопасности, он также вызывает сомнения, так как АЭС есть во многих странах ЕС и внутри союза нет единой позиции относительно их развития.
Как признал Кристиан Керн, Австрия выступает не против расширения именно АЭС «Пакш», а в целом против атомной энергетики как таковой. Строительство АЭС в Австрии запрещено еще с 1979 года по итогам референдума, а единственная станция в Цвентендорфе (700 МВт), практически достроенная к концу 1970-х годов, в итоге так и не заработала. Господин Керн напомнил, что Вена подала иск и против сооружения в Британии новой АЭС «Хинкли-Пойнт».
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗ
Ранее правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина и дизеля…
СО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФО
В 1-й ценовой зоне предельный объем услуг управления спросом составит…
В 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефти
Автобензина планируется произвести 693 тыс т, дизтоплива — 1 млн…
Россети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетям
За 9 мес 2025г в СКФО зафиксированы 94 случая хищения…
Стремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Только за последний месяц в Вашингтоне был одобрен запуск 3-х…