Актуально
В Крыму увеличат число АЗС с топливом в свободной продажеМинэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗСО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФОВ 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефтиРоссети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетямСтремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Планы госхолдинга «Росгеология» занять существенное место в разработке шельфа оказались под угрозой. Как стало известно, Минприроды и Минэкономики раскритиковали планы построить для «Росгеологии» сейсморазведочные суда за счет 15 млрд руб. из бюджета. В Минприроды считают, что участники рынка уже перевыполнили обязательства по сейсморазведке на шельфе, а в дальнейшем могут сократить плановые объемы. С идеей же закрепить за «Росгеологией» преимущественное право вести сейсмику на шельфе чиновники не согласны, пишет «Коммерсантъ».
Минприроды совместно с профильными ведомствами раскритиковали идею строительства сейсморазведочных судов за счет бюджета, следует из проекта доклада Владимиру Путину (изданию ознакомился с документом). Проект, по данным издания, 12 января министерство направило вице-премьеру Александру Хлопонину. Именно он летом 2016 года предложил президенту РФ построить за 15 млрд руб. два судна для 3D-разведки, «оснащенных преимущественно отечественным навигационным и сейсмическим оборудованием», поручив проект «Росгеологии» и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Его предполагалось реализовать за счет перераспределения средств подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» (ВМСБ, через нее Роснедра размещают заказы на геологоразведку, единственным исполнителем на 2014-2017 годы стала «Росгеология»). Бюджет подпрограммы ВМСБ на 2017 год — 28 млрд руб.
Как сообщалось в письме господина Хлопонина, которое цитировал РБК в октябре, в условиях санкций РФ «способна обеспечить себя полностью выполнением объемов сейсмических работ в формате 2D за счет имеющегося флота и оборудования до 2018 года», но в 3D-сейсмике мощности покрывают не более 20% объемов рынка. Средний возраст судов — 28 лет, износ научного флота превышает 80%. Но Минприроды в проекте доклада указало, что обязательства недропользователей шельфа («Роснефти» и «Газпрома») по 2D- и 3D-сейсморазведке «существенно перевыполнены», а «ожидаемые объемы» могут снизиться более чем вдвое из-за экономической ситуации. В министерстве считают, что на данном этапе освоения шельфа достаточно и 2D-разведки, а основной спрос на 3D может быть отложен на период после 2028 года, что сделает новые суда неэффективными. Представления «Росгеологии» о темпах окупаемости проекта, в котором 80% заемных средств, сочтены необоснованными.
Модель проекта критикует и Минэкономики: «Анализ показал, что нет необходимости привлекать денежные средства из госпрограмм РФ в связи с возможностью экономически эффективной реализации проекта за счет заемных средств». В качестве альтернативы Минприроды предлагает «Росгеологии» использовать механизмы Минпромторга — целевые взносы, обнуление НДС при регистрации судна в РФ — и замечает, что предусмотрен иностранный проектировщик, а это «поставит под угрозу дальнейшее использование судов как продукта отечественного производства». В «Росгеологии» говорили, что в качестве партнеров рассматривали китайские компании.
В Минприроды подтвердили, что позиция, описанная в проекте, высказывалась на совещании у министра Сергея Донского, но обсуждать документ отказались. В аппарате Александра Хлопонина не прокомментировали служебную переписку, но подтвердили, что вопрос обсуждался. В «Росгеологии» говорят, что не получали официального решения по перераспределению средств ВМСБ, поэтому работа по проекту строительства судов продолжается.
В ОСК уточнили, что «оказывали содействие «Росгеологии» в определении облика судна, подготовке тендерной документации», но вопросы финансирования лежат «вне зоны ответственности корпорации».
Верфи в РФ сейчас действительно не строят современных судов для 3D в Арктике, а санкции ограничили закупку высокотехнологичного оборудования. Крупнейший флот сейсмосудов — у «Росгеологии», но только два из них пригодны для 3D-сейсморазведки в ледовых условиях. Оба судна построены в 1988 году и способны нести четыре сейсмические косы (кабели). Самым современным судном для работ на шельфе является «Вячеслав Тихонов» (до восьми кабелей), купленный «Совкомфлотом» в 2011 году. Глава «Росгеологии» Роман Панов в июле 2016 года утверждал, что «современное судно с возможностью эксплуатации 12-14 кос» оценивается в $200-250 млн. Надежда Малышева из Portnews отмечает, что появление новых 3D-судов — «вопрос прежде всего политической воли», пока большой надобности в них нет, компании после снижения цен на нефть сократили работы на шельфе.
Дополнительным оправданием актуальности проекта могла бы стать реализация идеи Александра Хлопонина обязать компании после 2019 года закупать 3D-сейсмику на шельфе «при равных конкурсных условиях» только у госкомпаний (от 50% долей в собственности РФ) с опытом работы на шельфе РФ от пяти лет. Под эти условия попадает только «Росгеология». Однако в документе Минприроды указано, что министерство, а также Минэкономики и ФАС против этой инициативы, поскольку она может привести к монопольному ценообразованию и конфликтам с недропользователями.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗ
Ранее правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина и дизеля…
СО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФО
В 1-й ценовой зоне предельный объем услуг управления спросом составит…
В 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефти
Автобензина планируется произвести 693 тыс т, дизтоплива — 1 млн…
Россети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетям
За 9 мес 2025г в СКФО зафиксированы 94 случая хищения…
Стремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Только за последний месяц в Вашингтоне был одобрен запуск 3-х…