Жалобы российских авиакомпаний на высокие цены на авиакеросин привлекли к проблеме внимание Минтранса и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Поводом послужило обращение представителей отрасли, которые зафиксировали подорожание топливо в среднем на 13%. Авиакомпании утверждают, что динамика цен на российском рынке не соответствует мировым тенденциям и необходимо ввести антимонопольное регулирование. Эксперты согласны, что рост стоимости авиакеросина на ТЗК сложно объяснить рыночными факторами, пишет «Коммерсантъ».
Минтранс обратился в ФАС с просьбой проверить ценообразование на рынке авиатоплива, сообщил президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук. По его словам, ведомство пообещало рассмотреть вопрос в течение месяца. По данным господина Бойчука, в 2015 году стоимость керосина в среднем по России увеличилась на 2,2 тыс. руб. за 1 т, а в московском авиаузле — на 3,6 тыс. руб. Таким образом, нефтяные компании «закрыли величину инфляции», заявил глава профсоюза. В пресс-службе Минтранса сообщили, что цены на авиатопливо обсуждались на встрече представителей профсоюзов гражданской авиации с министром Максимом Соколовым, но не смогли уточнить, направлен ли уже запрос от ФАС.
Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин сообщил, что пока запрос из Минтранса в службу не поступал. Сейчас ФАС фиксирует снижение цены на крупнооптовом рынке в биржевом и внебиржевом сегментах. Тем не менее ведомство направило запрос нефтяникам по поводу цены реализации керосина.
По данным подкомиссии по авиационным перевозкам РСПП, в 2015 году топливо в Москве стало дороже, чем в Европе. В авиакомпании S7 сообщили, что считают «динамику цен в России не соответствующей мировым тенденциям». Стоимость топлива даже в московских аэропортах сейчас близка к мировому уровню, а в регионах — еще выше. В ноябре 2015 года средняя стоимость керосина, рассчитанная по данным биржевых торгов в Москве и Петербурге, сравнялась со стоимостью топлива на спотовом рынке (с корректировкой на НДС 18%). В январе 2016 года средняя биржевая цена топлива в РФ составила 30 тыс. руб., а в мире — 28 тыс. руб.
Официально в нефтекомпаниях ситуацию не комментируют. Источник, близкий к «Газпромнефти-Аэро», сообщил, что компания отдает приоритет заключению долгосрочных формульных соглашений с авиакомпаниями, в которых стоимость авиатоплива формируется на основе рыночных индикаторов. По такому принципу работает «Аэрофлот», у которого на большей части маршрутов действуют контракты с нефтяниками на основе формул. Примерно 15-20% ежемесячного объема закупок брокер «Аэрофлота» выполняет на бирже, но при условии, что эта цена будет ниже прямого контракта с нефтяной компанией. Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний считает, что сейчас необходимо ввести антимонопольное регулирование цен на топливо, ориентированное на мировой рынок. Цена на авиакеросин в российских аэропортах должна сопоставляться с экспортной альтернативой.
Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» уточняет, что цена на авиакеросин на бирже резко снизилась в последние месяцы: с 36,7 тыс. руб. за 1 т в середине сентября прошлого года до 27,4 тыс. руб. за 1 т в феврале текущего. Керосин подешевел на оптовом рынке РФ вслед за падением экспортного паритета и на фоне профицита топлива в стране. Поэтому рост стоимости топлива на ТЗК «невозможно объяснить рыночными факторами». По мнению экспертов Thomson Reuters Kortes, окончательную стоимость топлива для авиакомпаний формируют ТЗК, причем максимальная цена топлива с учетом услуг по заправке регистрируется в ЦРТ. Поэтому необходимо в первую очередь выяснять конечную стоимость заправки, которая зависит от объема заправки, периодичности, наличия конкуренции в аэропорту, маркетинговой политики и других факторов. Также при анализе цен на авиатопливо необходимо принимать во внимание налоговый вычет, который получают российские авиакомпании — в этом году 3 тыс. руб./т при коэффициенте 1,84.
Мы в телеграм:
В 2024г Китай увеличил импорт нефти из РФ на 1,3%
До 108,47 млн т.
В 2024г РФ увеличила поставки СПГ Китаю на 3,3%
До 8,3 млн т.
В 2024г Хабаровские электросети присоединили 54,5 МВт новой потребительской мощности
Энергетики подключили к электроснабжению более 2000 объектов на территории Хабаровского…
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.