Свежее
Минэнерго РФ оценит возможность запуска биржевых торгов углем на экспортС начала года на 29 ПС 35-110 кВ в Дагестане модернизировано устаревшее оборудование РЗАМолдавские энергетики инициировали увеличение стоимости газа для потребителей почти на 40%Росатом подписал контракт на разработку ТЭО Центра ядерной науки и технологии в ЭфиопииКиргизия и ФРГ подписали соглашение о возведении 2-х плавучих СЭССО представил членам Совета Федерации ключевые параметры развития энергосистемы РФ
Директор по управлению развитием ЕЭС ОАО «Системный оператор Единой энергосистемы» Александр Ильенко выступил с докладом «Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики» на прошедшей 20 мая в Москве четвертой ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Российская электроэнергетика: новые условия развития».
Как заявил на конференции Александр Ильенко, на современном постреформенном этапе развития энергетической отрасли особую актуальность приобрело создание новой системы планирования и управления развитием электроэнергетики.
«Технологические особенности функционирования электроэнергетики, длительность инвестиционных циклов строительства и ввода новых мощностей, необходимость модернизации с учетом новых рыночных условий системы долгосрочного планирования стали предпосылками к формированию сбалансированных перспективных схем и программ развития электроэнергетики, что является необходимым условием надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе», — отметил Александр Ильенко.
Целью новой системы планирования и управления развитием электроэнергетики является обеспечение синхронизации вводов генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры, их технологической совместимости для удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность) и предупреждения возникновения избытков или дефицитов электроэнергии в энергосистеме. Система должна создать условия для привлечения негосударственных инвестиций и обеспечить надежность функционирования энергосистемы в долгосрочной перспективе.
В результате работы по формированию новой системы, Правительством РФ в октябре 2009 года были утверждены Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (Правила). По мнению Александра Ильенко, в истории новейшей российской электроэнергетики не было аналогичного по своей значимости и глубине проработки документа: «До утверждения Правил Генсхема была инициативным документом, схема развития ЕЭС была внутрикорпоративным документом Системного оператора, обязанность формировать территориальные программы вообще отсутствовала», — отметил Александр Ильенко. По его словам, документ на законодательном уровне определил цели и задачи разработки схем и программ перспективного развития электроэнергетики, закрепил основные принципы и правила их формирования, детализацию разработки, функции и сферы ответственности компаний отрасли и органов исполнительной власти.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ №823 от 17.10.2009 года Правила предусматривают комплексное регулирование вопросов разработки и утверждения трех документов, формируемых для целей развития электроэнергетики:
— генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики;
— схемы и программы развития ЕЭС России, включающей в себя схему развития единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС);
— схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации.
Основными целями разработки схем и программ перспективного развития электроэнергетики являются развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.
В соответствии с Правилами ОАО «СО ЕЭС» участвует в формировании генеральной схемы, совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» осуществляет разработку и ежегодную корректировку схемы и программы развития ЕЭС России на базе перспективной расчетной модели ЕЭС России. Кроме того, на Системного оператора возложена разработка среднесрочного прогноза спроса на электрическую энергию, а также участие в формировании схем и программ перспективного развития электроэнергетики регионов.
Согласно утвержденным Правилам, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики формируется на 15-летний период на базе долгосрочного прогноза спроса на электрическую энергию, схема и программа развития ЕЭС России формируется на 7-летний период на базе среднесрочного прогноза спроса, а схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов РФ формируются на 5-летний период. «Новую систему планирования и управления развитием электроэнергетики можно представить в виде матрешки, причем не только с точки зрения вложенности по временному периоду, но и с точки зрения создания энергетической инфраструктуры», — отметил Директор по управлению развитием ЕЭС Системного оператора.
Генеральная схема включает в себя долгосрочный прогноз спроса на электроэнергию, перспективные балансы мощности и электрической энергии и информацию о введенных и планируемых к вводу в эксплуатацию тепловых электростанций установленной мощностью 500 МВт и выше, других источников генерации мощностью 100 МВт и выше, сетевых объектов класса напряжения 330 кВ и выше, а также линий электропередачи 220 кВ, обеспечивающих выдачу мощности станций свыше 500 МВт. По словам Александра Ильенко, Генсхема носит глобальный, стратегический характер: «На ее основе будут формироваться рекомендации в энергетическую стратегию России и разрабатываться программы развития промышленного производства».
Схема и программа развития ЕЭС разрабатывается на среднесрочную перспективу. Документ базируется на математической модели энергосистемы, точно моделирует Единую энергосистему, включая ЕНЭС и ту часть распределительного сетевого комплекса, которая обеспечивает выдачу мощности станций.
Основными задачами схемы и программы развития ЕЭС являются:
— обеспечение надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе;
— скоординированное планирование строительства и синхронизация ввода в эксплуатацию объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.
«Планы развития электроэнергетики должны обеспечивать устойчивое функционирование ЕЭС России в любой период времени. Можно смоделировать любую по своему составу энергосистему, например, со 100% выработкой электроэнергии атомными электростанциями и коэффициентом использования установленной мощности — 90%, но такая энергосистема работать не будет или будет работать с другими параметрами. Поэтому одна из задач схемы и программы развития ЕЭС – соответствие планов развития генерации и сетей с точки зрения физических процессов. В связи с этим, документ определяет сбалансированные по типам генерации вводы объектов производства электроэнергии, оценивает потребности в тех или иных сетевых решениях. Кроме того, он проявляет те узлы энергосистемы, где существуют проблемы с обеспечением баланса производства и потребления электроэнергии, которые требуют решения путем сетевого строительства или путем строительства генерации», — отметил Александр Ильенко.
Разработка 5-летних схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов РФ – новая функция, возложенная государством на региональные органы исполнительной власти. «До текущего года у субъектов федерации не было четко определенных обязательств по разработке и принятию таких документов, поэтому сегодня в некоторых регионах возникают трудности с формированием схемы и программы», — сообщил Александр Ильенко.
Схема и программа перспективного развития электроэнергетики субъектов РФ включает в себя прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, перспективные балансы производства и потребления электрической энергии и мощности в границах региона, информацию о введенных и планируемых к вводу в эксплуатацию электростанций мощность 5 МВт и выше, сетевых объектов класса напряжения 110 кВ и выше, сводных данных о развитии электрической сети класса напряжения менее 110 кВ.
Схема и программа развития ЕЭС России и региональные схемы являются документами, определяющими эталонный технический план развития энергосистемы, в котором не учитываются финансовые ограничения: «На этом этапе планирования учет финансовых ограничений не позволит получить адекватную картину правильных технических решений, и мы будем вынуждены все время идти по компромиссному пути, пытаясь подогнать технические решения под финансовые и иные ресурсные ограничения», — заявил Александр Ильенко. По его словам, ресурсные (финансовые) ограничения учитываются уже на этапе разработки и согласования конкретных инвестиционных программ.
Генеральная схема, схема развития ЕЭС и территориальные программы являются базовыми документами для разработки и формирования субъектами электроэнергетики инвестиционных программ и решений.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Минэнерго РФ оценит возможность запуска биржевых торгов углем на экспорт
Объем биржевой торговли углем с начала 2024г в 4 раза…
С начала года на 29 ПС 35-110 кВ в Дагестане модернизировано устаревшее оборудование РЗА
До конца текущего года устройства РЗА на микропроцессорной базе будут…
Молдавские энергетики инициировали увеличение стоимости газа для потребителей почти на 40%
Средневзвешенный тариф на поставку природного газа предлагается увеличить с 10…
Росатом подписал контракт на разработку ТЭО Центра ядерной науки и технологии в Эфиопии
Следующим важным этапом станет определение возможных районов для размещения центра…
Киргизия и ФРГ подписали соглашение о возведении 2-х плавучих СЭС
Электростанции будут размещены на одном из крупных водоемов Киргизии.
СО представил членам Совета Федерации ключевые параметры развития энергосистемы РФ
Интенсивный рост электропотребления диктует необходимость сбалансированного развития энергосистемы.