Минприроды хочет расширить проведение экологической экспертизы для нефтегазовых компаний при работе по поиску нефти и газа. Это следует из проекта постановления правительства «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий» (есть у издания), проходящего процедуру ОРВ (оценка регулирующего воздействия), пишут «Известия».
По мнению нефтегазовых компаний, проверки проектной документации на соответствие экологическим требованиям приведут к задержке ввода новых месторождений и принесут дополнительные расходы. «Газпром нефть» уже обратилась с вопросом о целесообразности таких нововведений в правительственную комиссию по природопользованию и охране окружающей среды (в нее входит глава компании Александр Дюков) и к ее председателю Александру Хлопонину. В «Роснефти» намерены поддержать коллег.
Ранее Минприроды обязало проходить экологическую экспертизу все объекты капстроительства, отнесенные к I категории опасности. Согласно проекту нового постановления ведомства, все промышленные объекты — от ткацких фабрик до металлургических заводов — были распределены по классам опасности (от I до IV).
Из объектов топливно-энерегетического комплекса в список самых опасных для экологии (им присвоена I категория) вошли газо- и нефтеперерабатывающие заводы, угольные шахты, «объекты, на которых выполняются работы по добыче нефти и природного газа». Менее вредными (II класс опасности) в правительстве посчитали магистральные трубопроводы.
— Таким образом, под экологическую экспертизу будет подпадать проектная документация по всем объектам добычи (скважины, кустовые площадки, внутрипромысловые нефтесборники, газопроводы, водоводы высокого давления, компрессорные станции, дожимные насосные станции), что повлечет за собой кратную нагрузку на нефтегазодобывающую отрасль, — пишет в своих замечаниях в рамках процедуры ОРВ нефтяная компания «Роснефть». Также она выступает против включения заводов по производству товарных масел в одну категорию с НПЗ.
Как пояснил источник в «Роснефти», изменения в экологическом законодательстве существенно затянут получение лицензии компании на проведение бурения на новых месторождениях. Такую лицензию выдают по итогам Государственной экологической экспертизы. Фактическое расширение госэкспертизы приведет к задержке запуска геологоразведочных работ на месторождениях до полугода.
Минприроды, по сути, расширяет процедуру проведения экологической госэкспертизы, которая и без того была обязательна для нефтегазовых компаний. Об этом говорит руководитель программ по особо охраняемым территориям «Гринпис России» Михаил Крейндлин. Правда, по его словам, экспертиза проводилась в меньших масштабах.
— До появления проекта постановления проводилась лишь проверка проектной документации, она включала изучение технической части. Проверяли в первую очередь технические регламенты, хотя и здесь оценивали воздействие на окружающую среду, — отмечает он. — Раньше экоэкспертиза затрагивала только проекты по поиску углеводородов на шельфе и особо охраняемых природных территориях (ООПТ), теперь будет везде.
Обычно процедура занимала до двух месяцев, говорит собеседник, но теперь она увеличена до трех, указано в тексте проекта. Кроме того, подведение добывающих проектов под I категорию опасности заставляет компании проводить общественные слушания, входящие в процедуру оценки воздействия на окружающую среду (№ 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), которая проводится в рамках госэкспертизы Росприроднадзора, заявляет Крейндлин.
До сих пор практика обсуждения будущих проектов добычи с населением отсутствовала, замечает партнер Greenwich Capital Лев Сныков. Скорее всего, именно это условие вынуждает компании обращаться к Хлопонину, задержка запуска ГРР на крупных месторождениях для компаний, напротив, несущественна.
Как указано в проекте постановления, платить за дополнительную госэкспертизу будут сами недропользователи, но на экономику добычи это не повлияет, уверен аналитик.
По оценкам участников рынка, с появлением новой экспертизы проверки могут затянуться до полугода, а затраты на ее проведение вырастут с 6 до 1-12% от всех трат на подготовку проектной документации.
По словам представителей пресс-службы «Газпром нефти», изменения действительно «увеличивают финансовые затраты компании на разработку проектной документации и продлевают сроки проведения экологической экспертизы месторождений».
Источник в «Газпроме» тоже не согласен с включением месторождений компании в I категорию опасных объектов.
Представитель главы комиссии Александра Хлопонина не смогла уточнить, когда пройдет обсуждение вопроса. В «Газпроме», «Башнефти», «Роснефти» от официальных комментариев отказались. В НОВАТЭКе, «Транснефти» и «Сургутнефтегазе» не ответили на запрос газеты.
По данным издания, некоторые компании уже направили письма в Минприроды и Минэнерго с просьбой перевести объекты нефтяных компаний в другой класс опасности, чтобы они не подпадали под проверки Росприроднадзора. В министерствах не смогли предоставить оперативный комментарий.
В этом году новый закон «О недрах» уже установил за компаниями экологический контроль по закрытию выработанных месторождений, обязав их создавать отдельные ликвидационные фонды по каждому месторождению. Компании должны за свой счет производить ликвидацию всех сооружений после окончания отработки месторождения.
Мы в телеграм:
На строительство Смоленской АЭС-2 будет направлено более 700 млрд руб
2-х энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200.
Chevron готова вести разведку углеводородов в Эгейском море
Сообщил журналистам на брифинге официальный представитель греческого правительства Павлос Маринакис.
На ЭБ-7 АЭС Тяньвань в Китае начался пролив всех систем безопасности на открытый реактор
После завершения операции специалисты приступят к испытаниям систем реакторной установки…
НИИЭФА совместно с МИСИС создали новый материал для токамака с реакторными технологиями
Его образцы успешно прошли испытания, ученые готовы приступить к изготовлению…
ЕС не сможет увеличить закупки в США СПГ, несмотря на заверения Брюсселя
За первые 15 дней 2025г 27 европейских стран импортировали 837,3…