Актуально
В Крыму увеличат число АЗС с топливом в свободной продажеМинэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗСО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФОВ 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефтиРоссети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетямСтремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Минэкономики до сих пор не определилось, как обеспечить возвратность средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые должны быть выделены на электрификацию БАМа и Транссиба. Сейчас министерство хочет выделить в проекте некий «окупаемый этап», оплата которого за счет фонда могла бы позволить соблюсти правила расходования ФНБ. Сомнения связаны с возможной заморозкой планов добывающих компаний в регионе, за счет чего Федеральная сетевая компания могла бы получить новых потребителей. Но эксперты полагают, что проект надо считать стратегическим для развития Дальнего Востока и его финансирование неизбежно ляжет на плечи государства, пишет «Коммерсантъ».
Вчера заместитель главы Минэкономики Николай Подгузов сообщил о новой идее министерства о том, как скорректировать выделение средств Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») из ФНБ на электрификацию БАМа и Транссиба. По его словам, Минэкономики смотрит на проект с точки зрения обязательной возвратности средств ФНБ, но проект многоэтапный, и в нем есть возможность выделить «окупаемый этап» и предоставить средства конкретно на него. Что это за этап, он не уточнил. В Минэкономики подтвердили лишь, что «совместно с Минэнерго прорабатывают оптимальную схему возвратности средств ФНБ». В Минэнерго комментариев не дали.
Проект энергоснабжения БАМа и Транссиба оценивается в 127 млрд руб., ФСК подала заявку на выделение из ФНБ 40% стоимости проекта — 50,5 млрд руб. (остаток — собственные и заемные средства). Деньги из ФНБ формально могут быть инвестированы только в окупаемые инвестпроекты, то есть примерно соответствующие требованиям крупных инвестфондов. Как и в случае с ОАО РЖД, ведущего на средства фонда модернизацию БАМа и Транссиба, коммерческие перспективы проекта ФСК зависят от реализации компаниями планов по освоению месторождений региона: у сетей рост должен идти за счет техприсоединения новых потребителей, у ОАО РЖД — за счет роста грузопотока. Но еще в 2014 году эти планы вызывали сомнение у Deloitte: аудитор проектов ОАО РЖД счел риски заморозки части проектов высокими, а ожидаемый грузопоток — завышенным на 25 млн тонн. Отсутствие нужного числа потребителей — основной источник сомнений и в окупаемости электрификации проекта, говорит собеседник в профильных ведомствах.
Но ОАО РЖД добиться денег ФНБ удалось: правительство в декабре 2014 года утвердило выделение 100 млрд руб. на БАМ и Транссиб, в 2015 году должно быть направлено 7,5 млрд руб. на развитие восточной части БАМа. В марте ФСК и ОАО РЖД договорились о синхронизации проектов, но заявка ФСК до сих пор не удовлетворена. В конце апреля глава ФСК Андрей Муров говорил, что пока в инвестпрограмме компании предусмотрено на этот проект 34 млрд руб. и, если средства ФНБ не выделят, будут построены только объекты, обеспеченные этим финансированием. В ФСК проект называют стратегическим, добавляя, что Минэнерго его поддерживает и решение за правительством, но не уточняют, какой этап проекта может быть сочтен самоокупаемым.
По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, развитие БАМа и Транссиба — геополитическая задача, направленная на удержание Дальнего Востока в рамках единой страны, и как таковая и должна рассматриваться. Реализация таких проектов возможна лишь за счет госсредств вне зависимости от того, каков их конкретный источник, считает он, поясняя, что в текущей экономической ситуации любая крупная стройка означает рост ВВП и может рассматриваться как средство поднятия экономики.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗ
Ранее правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина и дизеля…
СО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФО
В 1-й ценовой зоне предельный объем услуг управления спросом составит…
В 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефти
Автобензина планируется произвести 693 тыс т, дизтоплива — 1 млн…
Россети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетям
За 9 мес 2025г в СКФО зафиксированы 94 случая хищения…
Стремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Только за последний месяц в Вашингтоне был одобрен запуск 3-х…