Западные санкции в отношении российского нефтегазового сектора можно разделить на две группы — финансовые и технологические. В дополнение к вступившим ограничениям на экспорт в Россию оборудования, необходимого для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и запасов углеводородов на шельфе, действует и частичный запрет на предоставление западными компаниями услуг, связанных с вышеупомянутыми направлениями деятельности отечественных ВИНК. Также многие крупные представители сектора прямо попали под санкции, ограничивающие им доступ к западным рынкам долгосрочного финансирования. Те же компании, которые не попали под санкции напрямую, тем не менее сталкиваются с негативом, который ими вызван, будь то рост стоимости привлекаемого финансирования либо снижение объемов рынка кредитования российский компаний из-за возросших рисков. В сложившейся ситуации компаниям приходится рассчитывать на внутренний рынок капитала, господдержку, а также на рынки капитала стран АТР, не присоединившихся к санкциям.
Последние новости подтверждают заинтересованность российских компаний в привлечении финансирования из АТР. В частности, стало известно, что китайская CNPC, владеющая 20% в проекте НОВАТЭКа Ямал СПГ, рассматривает увеличение доли в нем за счет приобретения дополнительного пакета акций. Это следует из заявлений вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича, который курирует ТЭК. Напомню, что НОВАТЭК в настоящее время продолжает поиски покупателя на 9% в Ямал СПГ, после чего должен быть решен вопрос с его проектным финансированием компаниями из Китая. НОВАТЭК и его партнеры по проекту — Total и CNPC рассчитывают привлечь $12 млрд и даже более от китайских банков China Exim и China Development.
По словам Дворковича, которые цитируют СМИ, вопрос привлечения финансирования из Китая для проектов в нефтегазовой сфере будет обсуждаться в ходе визита председателя КНР в Москву приуроченной к годовщине Победы. Наверняка продолжится и обсуждение на высоком уровне параметров сделки по вхождению CNPC в Ванкорнефть.
В прошлом году на полях саммита АТЭС, проходившего в Китае, руководители Роснефти и CNPC подписали рамочное соглашение о приобретении последней 10% Ванкорнефти. Это соглашение обозначило ключевые параметры сделки, которые лягут в основу договора купли-продажи. Тогда стало известно, что китайскому стратегическому партнеру Роснефти будет продано не только 10% Ванкорского месторождения, но и Ванкорнефти — дочернего предприятия компании, занимающегося наряду с вышеупомянутым месторождением освоением других, весьма крупных участков Ванкорского кластера. Вместе с тем появляющаяся с тех пор информация свидетельствует о том, что стороны не могут прийти к соглашению по ряду ключевых параметров сделки, в частности по стоимости пакета и доле китайской компании.
Вхождение компаний из АТР в российские проекты по добыче углеводородов неизбежно. В условиях падения цен на нефть и ограничений по привлечению долгосрочного финансирования это поможет российским компаниям осуществить ключевые инвестиционные проекты, а также заручиться поддержкой национальных госкомпаний при сбыте сырья на растущих и все более конкурентных рынках стран АТР. Вопрос лишь в том, насколько выгодными будут условия соответствующих сделок для российских ВИНК.
Рекомендация по акциям Роснефти и НОВАТЭКу — «держать».
Григорий Бирг, «Инвесткафе»
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.