Свежее
Юнипро не выплатит дивиденды за 2024 годМинтранс разработал поправки в законодательство после аварии танкеров в Керченском проливеНовый угольный разрез открыли в Нерюнгринском районе ЯкутииМинтранс предлагает ввести сбор с нефтеперевозчиков для нацфонда ликвидации разливовРоссийские нефтяники в июне получили по топливному демпферу 34,5 млрд рубБашнефть выплатит дивиденды за 2024г из расчета 147,31 руб на акцию
Как и предполагалось, рост цен на нефть и одновременное падение вывозной пошлины резко увеличили привлекательность экспорта бензина в феврале. Для нефтяников он теперь в среднем на 15% выгоднее продаж в России. Это может привести к резкому росту оптовой цены топлива и покончить с наметившимся трендом снижения цен на АЗС. Но и серьезного увеличения розничных цен эксперты пока не ждут, пишет «Коммерсантъ».
Экспортный netback (цена за рубежом за вычетом пошлины и транспортных расходов) по бензину по итогам первой недели февраля достиг исторического максимума, составив по АИ-95 около 38,2 тыс. руб. за тонну (по данным ИАЦ «Кортес»). За неделю экспортная альтернатива прибавила более 9 тыс. руб. и теперь более чем на 5 тыс. руб. превышает биржевую цену бензина в РФ. Сходная динамика наблюдается и по другим светлым нефтепродуктам — авиакеросину и дизельному топливу (рост на 6,5 тыс. руб.).
Причина столь резкого роста привлекательности экспорта в том, что «ножницы Кудрина», последние четыре месяца снижавшие доходы нефтяников, теперь сыграли в их пользу. Февральская вывозная пошлина на бензин рассчитывалась исходя из низких котировок января, а в начале февраля цены на нефть резко выросли, увеличив тем самым и цену фактической поставки. Именно такой ситуации опасалась ФАС, предлагая при необходимости повысить экспортные пошлины для защиты внутреннего рынка. Но пока, по данным издания, конкретных предложений по повышению пошлин в правительстве не обсуждается.
В итоге между netback и внутренней ценой возник огромный разрыв — теперь для того, чтобы внутренний рынок бензина вновь стал премиальным, оптовые цены должны вырасти не менее чем на 5 тыс. руб., или на 4,2 руб. за литр. Пока же экспорт уже начал расти: согласно статистике ОАО РЖД, за первые восемь дней февраля за рубеж поставлено 141,6 тыс. тонн бензина, то есть среднесуточный экспорт составил 17,7 тыс. тонн против примерно 15,8 тыс. тонн в январе. Существенные объемы бензина пошли в Западную Европу, в феврале туда отгружали Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» и Московский НПЗ «Газпром нефти». В январе же туда поставок почти не было, а подавляющая часть экспорта бензина пришлась на Казахстан и Киргизию — благодаря отсутствию пошлин, географической близости и ослаблению рубля эти страны остаются самым привлекательным направлением для российских нефтекомпаний.
Вторым фактором, который будет оказывать существенное влияние на оптовую стоимость бензина в ближайшие два месяца, стала новая рекомендация Минэнерго о наращивании запасов топлива на период ремонтов на НПЗ. Теперь нефтяники к 1 апреля должны накопить 2,5 млн тонн бензинов (считая товары в пути), хотя год назад требовалось только 1,75 млн тонн. На конец января запасы уже составляли 1,7 млн тонн, то есть за два месяца нефтяникам нужно запасти еще 0,8 млн тонн. Учитывая текущую конъюнктуру, эти объемы, скорее всего, будут сняты с поставок на внутренний рынок.
Отыгрывая эти тенденции, биржевые цены на бензин начали расти, пока довольно умеренно. С 1 февраля стоимость АИ-92 выросла на 5,8%, до 30,26 тыс. руб. за тонну, тогда как АИ-95 подорожал на 4,5%, до 33 тыс. руб. «Как рост экспортной альтернативы, так и увеличение объемов резервирования должны привести к тому, что текущее предложение бензина в опте снизится,— считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков».— Это приведет к росту оптовой цены и потенциально дает возможность нефтяным компаниям разогнать рынок к началу ремонтов на НПЗ».
Таким образом, тренд на некоторое снижение цен на АЗС, отмеченный 2 февраля и продолжившийся на прошлой неделе, завершается. В то же время резкого роста цен, которого можно ожидать в опте, в рознице в ближайшее время не произойдет. Маржа АЗС сейчас находится на рекордно высоком уровне за последние два года, а у независимых участников рынка есть запас дешевого топлива на нефтебазах. По мнению Михаила Турукалова, в ближайший месяц эффект растущего экспорта на розничную цену бензина будет ограниченным.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Юнипро не выплатит дивиденды за 2024 год
Накопленная прибыль «Юнипро» по состоянию на 31 декабря 2024г с…
Минтранс разработал поправки в законодательство после аварии танкеров в Керченском проливе
Документ разработан для обеспечения безопасности перевозок нефти и нефтепродуктов морским…
Новый угольный разрез открыли в Нерюнгринском районе Якутии
С подтверждёнными запасы 127 млн т угля и предполагаемые ресурсы…
Минтранс предлагает ввести сбор с нефтеперевозчиков для нацфонда ликвидации разливов
Предполагается, что фонд будет формироваться за счет аварийно-спасательного сбора, уплачиваемого…
Российские нефтяники в июне получили по топливному демпферу 34,5 млрд руб
В июне прошлого года выплаты достигли 158,1 млрд руб.
Башнефть выплатит дивиденды за 2024г из расчета 147,31 руб на акцию
Всего на дивиденды будет направлено 26,167 млрд руб., из которых…