Новости энергетики 16+

«Южный поток» не остановить

Недавно Газпром сообщил о готовности к строительству первой и второй ниток морской части газопровода Южный поток. На морском участке завершено предварительное проектирование (на стадии FEED). Протяженность морского участка газопровода составит 931 км. Пропускная способность одной нитки составляет 15,75 млрд куб. м газа в год. Всего планируется проложить четыре нитки, что увеличит мощность Южного потока до проектной в 63 млрд куб. м газа в год к 2018-м.

Интересно, что 300 тыс. тонн труб, необходимых для строительства первой морской ветки газопровода, уже поставлено в болгарский порт Бургас, где началась сварка секций глубоководного участка Южного потока. Это происходит, несмотря на то, что от руководства страны не раз поступали противоречивые заявления, как против строительства газопровода, так и в его поддержку. В настоящее время по просьбе Еврокомиссии реализация проекта на территории Болгарии заморожена: он все еще не удовлетворяет требованиям Третьего энергопакета.

В то же время Венгрия, приняла решение ускорить строительство и ввод Южного потока на своей территории вопреки протестам Еврокомиссии, приняв соответствующий закон на уровне страны. Также в поддержку проекта в очередной раз высказалась Германия. Министр экономики ФРГ заявил, что Евросоюз должен устранить препятствия на пути строительства Южного потока.

В октябре стало известно, что оценка стоимость строительства газопровода вырастет на 47% по сравнению с ранее называвшейся суммой до 23,5 млрд евро. Если ранее стоимость морского участка Южного потока оценивалась в 10 млрд евро, то теперь она выросла до 14 млрд. Участок газопровода, строящегося в Европе, по первоначальным оценкам должен был обойтись в 6 млрд евро, а по последним оценивается в 9,5 млрд евро. Более того, нельзя исключать и дальнейшее повышение стоимости проектов. Точная цифра станет известна, лишь после того как будут заключены все ключевые контракты на поставку труб и строительство. До этого на 45% — до $16 млрд выросла и оценка инвестиций в ГТС России, необходимых для обеспечения строящегося экспортного газопровода достаточными объемами газа. Учитывая пересмотр объема инвестиций в газопровод в целом, остается вероятность, что и стоимость Южного коридора может быть увеличена.

Есть и другие проблемы со строительством Южного потока. Под вопросом сама целесообразность дальнейшего расширения экспортных газотранспортных мощностей при загруженных немногим больше чем наполовину Северном потоке мощностью 55 млрд куб. м в год и украинской ГТС мощностью 140 млрд куб., а также ввиду усиливающегося стремления Европы уменьшить энергетическую зависимость от России.

На мой взгляд, в сложившихся условиях оптимальным вариантом было бы сокращение проектной мощности Южного потока, что помогло бы снизить инвестиционные затраты Газпрома.

Рекомендация по акциям «Газпрома» — «покупать».

Григорий Бирг, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх