ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Почем пункт долга

Как показало размещение еврооблигаций «Газпрома», даже для первоклассных заемщиков ставки на западных рынках выросли за время действия санкций примерно на 1 процентный пункт. Сроки заимствований кардинально сократились, но, возможно, благодаря настроениям не только инвесторов, но и эмитента, пишет «Коммерсантъ».

Впервые за долгое время российская компания привлекла средства на внешнем рынке публичного долга. Напомним, в октябре ни один российский заемщик не решился привлекать таким образом средства за границей. «Газпром» разместил выпуск еврооблигаций объемом $700 млн сроком на один год. Организатором размещения стал J.P. Morgan.

Участники рынка считают данное размещение знаковым, так как впервые с начала действия второй серии европейских санкций против России крупный заемщик решился привлечь средства на внешнем рынке. Состоявшееся 3 ноября размещение еврооблигаций «дочки» Evraz Group S.A.— Evraz North America, привлекшей $350 млн на пять лет под 7,5% годовых, юридически является сделкой североамериканской компании. «Важен сам факт размещения еврооблигаций. Я допускаю, что мог быть заранее известен круг инвесторов и многие из них российские. И все же для рынка еврооблигаций размещение «Газпрома» — поразительное событие, поскольку пока отношение к российскому риску очень осторожное»,— говорит руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка Игорь Голубев.

Успешному размещению могла способствовать сравнительно высокая доходность бумаг. Ставка привлечения составила 4,3% годовых, что соответствует доходности 4,45% годовых. «4,45% годовых — это очень дорого для «Газпрома»»,— отмечает глава дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб Кэпитал» Дмитрий Дудкин. В феврале «Газпром» разместил семилетние еврооблигации на €750 млн с доходностью 3,6%. Как отмечает гендиректор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков, доходность 4,45% по размещенному выпуску «Газпрома» дает премию примерно в 0,5 процентного пункта к высококачественным выпускам других коротких облигаций эмитентов с таким же кредитным качеством, как «Газпром». Например, выпуск Тюменской нефтяной компании с погашением весной 2015 года торгуется с доходностью 4%. У самого «Газпрома» есть выпуск с погашением 29 ноября 2015 года, он торговался по 3,5% перед объявлением о новой сделке. «Так что, по сути, компания дала премию целый 1 процентный пункт, и выпуск был успешно размещен»,— отмечает господин Третьяков.

Показателен и необычно короткий срок, на который «Газпром» привлек средства. Как правило, эмитент такого масштаба размещал средства не менее чем на семь лет. Опрошенные эксперты не исключают, что дело не только в инвесторах, которые не готовы покупать длинные бумаги российских эмитентов, но и в самом «Газпроме». Он мог не захотеть привлекать средства по высокой ставке надолго. «Размещение было проведено в том числе из маркетинговых соображений: объем выпуска небольшой, срок короткий. Если бы «Газпром» сделал более длинный выпуск, то и переплачивать пришлось бы ежегодно»,— считает господин Третьяков.

В следующем году российским корпоративным заемщикам предстоит выплатить по внешним долгам около $85 млрд. Этой сделкой «Газпром» решил проверить конъюнктуру долгового рынка, считают эксперты. «»Газпром» — компания с очень крупным портфелем рыночных заимствований, ей стоило сделать этот выпуск, чтобы напомнить инвесторам о себе, протестировать рынок. С учетом того, что в следующем году будут погашения, можно сделать более крупный выпуск, чтобы не просить денег у государства и сохранить инвестпрограмму»,— отмечает Алексей Третьяков. Впрочем, лояльность западных инвесторов распространяется только на компании не под санкциями. Таким крупным заемщикам, как «Роснефть», предстоит решать проблему с погашением внешних заимствований другими способами, так как для компаний и банков из санкционного списка рынок еврооблигаций по-прежнему закрыт, напоминает господин Третьяков.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх