Новости энергетики 16+

Россия-Иран: время вспомнить о старом друге

Раньше речь шла о своп-поставках до 500 тыс. барр. иранской нефти в сутки или 25 млн тонн нефти в год в обмен на товары отечественного производства, однако, согласно новой информации, размер и условия потенциальной сделки могли измениться. По данным СМИ, теперь ведется разговор о порядка 2,5-3 млн тонн нефти в год, которые будут за деньги приобретаться у страны специально созданным РФ государственным трейдером. Иран в свою очередь будет использовать полученные средства на приобретение товаров и услуг в России.

Создаваемый трейдер не будет связан с российскими государственными ВИНК, что позволит ему избежать рисков введения санкций со стороны Европы и США. Нефть будет закупаться с дисконтом к Brent. Это в принципе соответствует стратегии Ирана, который заявлял, что рассматривает предоставление серьезного дисконта при поставках нефти потребителям для того, чтобы вернуть себе долю рынка, снизившуюся в связи с введенными в отношении страны санкциями. Напомню, что в 2013 году экспорт нефти из Ирана в среднем составлял порядка 1-1,5 млн барр. в стуки, в то время как до введения санкций, в 2011 году, страна экспортировала ежедневно порядка 2,5 млн барр.

Обсуждаемый объем поставок нефти, хоть и ниже указанного уровня, тем не менее все еще остается значимым как для России, там и для Ирана. В 2013 году Россия экспортировала в Европу порядка 170 млн тонн нефти, в страны АТР было поставлено порядка 37 млн тонн сырья. Соответственно, речь идет о порядка 2% экспорта России в Европу и 8% экспорта в АТР. Если говорить об Иране, то речь идет о 5-6% экспорта страны в прошлом году.

Основными рынками сбыта иранской нефти в АТР являются Китай, Индия и Южная Корея. Это такжже те страны, которые не вводили санкций в отношении российского нефтегазового сектора. Соответственно, можно предположить, что российский государственный трейдер также будет реализовывать иранскую нефть в этих направлениях. Однако стоит отметить, что это не освобождает полностью от рисков российские компании. На фоне заключения договора между РФ и Ираном и эскалации напряженности между Западом и Россией санкции в отношении российского нефтегазового сектора могут быть расширены и, не исключено, затронут большее число российских ВИНК.

В том, что Россия будет заниматься реализацией иранской нефти, может быть политическая и экономическая выгода. В этом случае Россия могла бы контролировать существенные объемы поставок сырья на рынок и оказывала бы определенное влияние на их цену. Это важно и потому, что Иран рассматривается как возможный альтернативный поставщик нефти в Европу в условиях риска ввода дополнительных санкций в отношении российского нефтегазового сектора. Последнее оказало бы негативное влияние на уровень добычи нефти в России.

Интересным является и вопрос о том, расширится ли сотрудничество Ирана и России до участия российских ВИНК в проектах по добыче нефти и газа в стране. На Иран приходится порядка 9,4% мировых доказанных запасов нефти (21,5 млрд тонн) и 18% запасов газа (33,6 трлн куб. м). Таким образом, Иран, обладающий существенными запасами углеводородов, может быть весьма перспективен в плане наращивания российскими компаниями ресурсной базы за рубежом. В то же время на данной стадии приходится в первую очередь говорить о рисках подобных действий, а не об открывающихся возможностях.

Представители Газпром нефти ранее заявляли, что шансы компании войти в нефтедобычу на территории Ирана весьма высоки. Интерес для российской компании представляют блок Анаран и месторождения Азар и Шангуле. Доказанные запасы первого составляют 342 млн тонн нефти, а второго — 465 млн тонн. В 2011 году Газпром нефть потеряла право на разработку месторождения Азар в связи с тем, что стороны не сошлись в условиях контракта. До Газпром нефти на блоке Анаран работал и ЛУКОЙЛ.

Целевая цена по акциям Газпром нефти — 232 руб., рекомендация — «покупать».

Григорий Бирг, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх