Новости энергетики 16+

Геннадий Тимченко пошел грузить вагоны

На стагнирующем железнодорожном рынке может состояться первая в этом году относительно крупная консолидационная сделка. Как стало известно, «Трансойл» Геннадия Тимченко планирует выкупить 100% акций ЗАО «Нефтетранспорт», совладельцем которого может быть экс-супруга заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна. Эксперты оценивают «Нефтетранспорт» на уровне 4,5 млрд руб. Он работает на том же рынке, что и «Трансойл», и увеличит парк последнего более чем на 20%, пишет «Коммерсантъ».

О том, что «Трансойл» подал в ФАС ходатайство о покупке 100% ЗАО «Нефтетранспорт», рассказал источник в отрасли. В «Трансойле» подтвердили факт подачи заявки, в ФАС уточнили, что она поступила 30 июля. По сути, это первая в году крупная сделка на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Из-за падения доходности и неясности с продлением срока службы старых вагонов большинство владельцев подвижного состава отказались от пополнения парка, а переговоры о покупке или объединении операторских компаний буксуют на вопросах оценки.

ЗАО «Нефтетранспорт» было создано в 2002 году «Трансгрупп АС», основателями которой являлись нынешний глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и его партнер по бизнесу Сергей Глинка. В 2012 году Максим Ликсутов заявил, что продал доли в транспортных активах партнерам по «Трансмашхолдингу» Искандару Махмудову и Андрею Бокареву. Но, по данным базы «СПАРК-Интерфакс», с февраля 2014 года у ЗАО «Нефтетранспорт» появился новый собственник — Worldwide Invest AS, которую возглавляет экс-супруга Максима Ликсутова Татьяна (супруги развелись в июне 2013 года). Бенефициаром Worldwide Invest AS называется эстонская Transgroup Invest AS, собственники которой не раскрываются. В январе Алексей Навальный со ссылкой на бизнес-реестр эстонских фирм сообщил, что компания принадлежит на паритетных началах Татьяне Ликсутовой и Сергею Глинке, назвав развод Максима Ликсутова «фиктивным». Сам чиновник тогда лишь заявил, что не имеет акций компаний, которые могли бы вступать в конфликт интересов с его должностью в правительстве Москвы. Участники рынка, опрошенные изданием, не знают, остался «Нефтетранспорт» под контролем господ Ликсутова и Глинки или перешел к господам Махмудову и Бокареву.

Между тем Искандар Махмудов и Андрей Бокарев являются миноритариями самого «Трансойла»: в 2012 году их структура выкупила 13% акций у Геннадия Тимченко, в результате чего доля последнего сократилась до 80%. Еще 7% — у совладельца группы «Н-Транс» Андрея Филатова. «Трансгрупп АС» и УГМК на запрос «Ъ» не ответили. Связаться с Transgroup Invest AS не удалось.

ЗАО «Нефтетранспорт» владеет около 4 тыс. вагонов (в основном нефтеналивные цистерны) и еще столькими же управляет. Основными клиентами являются ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Мелеузовские минеральные удобрения», ООО «Томскнефтехим». В 2013 году грузопоток составил 3,5-4 млн тонн, выручка — 12,1 млрд руб., чистая прибыль — 561 млн руб.

«Трансойл» — крупнейший в РФ железнодорожный перевозчик нефтеналивных грузов (24% рынка). В парке 37,7 тыс. цистерн, из которых 70% в собственности. Выручка в 2013 году составила 73 млрд руб., чистая прибыль — 7,9 млрд руб.

Осенью 2013 года Геннадий Тимченко в интервью говорил, что допускает «расширение деловых отношений» со структурами Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, но только в части производства и эксплуатации локомотивов и только в случае либерализации рынка локомотивной тяги. В июне глава совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов говорил, что в стратегии компании предусмотрены M&A-сделки с операторами с грузовой базой и парком в 1-5 тыс. вагонов, «но это должен быть выгодный актив». По мнению главы «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, Искандар Махмудов и Андрей Бокарев могут иметь «некое отношение» к бизнесу «Нефтетранспорта» в силу их долгосрочного партнерства с Максимом Ликсутовым. По оценке эксперта, стоимость ЗАО «Нефтетранспорт» может составить около 4,5 млрд руб. Сделку он называет логичной, поскольку бизнес «Трансойла» и «Нефтетранспорта» «по сути идентичен». Кроме того, добавляет господин Бурмистров, ЗАО «Нефтетранспорт» занимается перевозками в танк-контейнерах, спрос на которые в нефтехимической отрасли растет.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх