Новости энергетики 16+

Пожар на Ачинском НПЗ разогрел рынок

Взрыв и пожар на Ачинском НПЗ «Роснефти» могут остановить производство нефтепродуктов на заводе до конца года. Текущих запасов в соседних регионах Сибири хватит примерно на месяц, затем «Роснефти» придется возмещать недостающие объемы за счет других заводов. Рынок уже отреагировал на аварию: стоимость бензина марки АИ-92 соседнего Омского НПЗ «Газпром нефти» на бирже выросла на 3%, причем, по данным источников, скупку топлива начала сама «Роснефть», пишет «Коммерсантъ».

Вечером 15 июня на Ачинском НПЗ «Роснефти» при проведении пусковых работ на газофракционной установке произошел взрыв с последующим пожаром. По данным компании, разрушена ректификационная колонна, повреждены конструкции соседних зданий. Погибли шесть человек, еще семь госпитализированы, судьба двоих вчера была неизвестна. В «Роснефти» пояснили, что на момент аварии Ачинский НПЗ находился на плановом профилактическом ремонте, перед которым был сделан запас нефтепродуктов. В понедельник «Роснефть» утвердила план восстановительных работ и приняла меры по обеспечению ближайших регионов топливом: «В настоящее время запас нефтепродуктов достаточен для бесперебойного обеспечения потребителей. Компания также направляет дополнительные объемы моторных топлив с других НПЗ (Самарская группа заводов, Ангарский НПЗ)». По данным местных властей, запасы составляют порядка 30 тыс. тонн дизельного топлива, более 16 тыс. тонн бензина АИ-92 и примерно 9 тыс. тонн авиакеросина.

Ачинский НПЗ — единственный нефтеперерабатывающий завод в Красноярском крае. В 2013 году, по данным ЦДУ ТЭКа, переработал 7,4 млн тонн нефти, произвел 1,2 млн тонн автобензина, 2 млн тонн дизельного топлива, 2,8 млн тонн мазута и 195 тыс. тонн авиакеросина. Ачинский НПЗ поставлял в Красноярский край около 360 тыс. тонн автобензина и примерно столько же дизельного топлива. Другими крупными рынками сбыта были Алтайский край (200 тыс. тонн нефтепродуктов в 2013 году), Иркутская область и Хакасия (по 100 тыс. тонн).

И. о. губернатора Красноярского края Виктор Толоконский заявил, что авария может надолго остановить работу завода. «В результате взрыва было разрушено уникальное оборудование. Для запуска НПЗ в нормальном режиме необходимо много месяцев. В конце недели специалисты скажут нам более точные сроки»,— отметил он. Но господин Толоконский не ожидает дефицита топлива в крае: принадлежащий региону «Красноярскнефтепродукт» располагает запасами ГСМ, которых хватит примерно на месяц.

В то же время управление ФАС по Томской области прогнозирует рост оптовых и розничных цен на бензин в регионе, если НПЗ полностью остановит выпуск топлива. По словам начальника отдела экономического анализа ведомства Сергея Панькова, на Ачинский НПЗ приходилось не менее 40% потребности региона (около 100 тыс. тонн автобензинов в 2013 году). Еще 30% покрывал Омский НПЗ (входит в «Газпром нефть»). Господин Паньков выразил сомнение, что «Газпром нефть» «будет иметь возможность поставить недостающие объемы». В «»Томскнефтепродукт» ВНК» (входит в «Роснефть», владеет сетью АЗС) заявили, что перебоев с поставкой пока не ожидают.

Но информация об остановке переработки нефти на Ачинском НПЗ уже вызвала резкий рост цен на бензин и дизельное топливо производства соседних заводов. Так, бензин АИ-92 Омского НПЗ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 16 июня подорожал более чем на 1 тыс. руб., до 34,86 тыс. руб. за тонну, АИ-92 и дизельное топливо Ангарской НХК «Роснефти» — примерно на 500 руб. На столько же вырос в цене бензин Сургутского ЗСК («Сургутнефтегаз»). При этом, по данным источников Reuters, основной объем сургутского АИ-92 купила «Роснефть».

Собеседник на рынке считает этот всплеск цен спекулятивным, который не продержится долго. По его мнению, для «Роснефти» восполнить выпадающие 100-125 тыс. тонн бензина — не такая существенная проблема.

Источники Reuters в отрасли говорят, что «Роснефть» рассчитывает восполнить недостаток топлива для своих региональных сбытовых подразделений на свободном рынке, в том числе у уфимской группы НПЗ «Башнефти». Также компания рассматривает возможность сокращения или переноса сроков ремонтов на Ангарской НХК, увеличения ее загрузки и сокращения экспорта. Выход Ачинского НПЗ из ремонта, планировавшийся на 16 июня, должен был компенсировать снижение предложения дизельного топлива с Ангарской НХК, рассчитывавшей с 11 июня по 22 июля вывести в капремонт установку гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,5 млн тонн в год. После завершения ремонта до конца месяца Ачинский НПЗ планировал произвести около 40 тыс. тонн высокооктановых автобензинов и 78 тыс. тонн дизельного топлива (из них около 10 тыс. тонн — зимнего — для программы северного завоза).

Глава информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин отмечает, что проблем с заказом оборудования не будет, так как оно является типовым и его покупка не потребует существенных инвестиций от «Роснефти». Но конкретная сумма, по его словам, может сильно отличаться в зависимости от условий заказа. Эксперт не ожидает проблем с обеспечением близлежащих регионов, так как в Красноярский край, Кемеровскую и Томскую области можно перенаправить объемы с Омского НПЗ и Ангарской НХК. В то же время, добавляет господин Костин, дефицит может возникнуть на Дальнем Востоке и в Забайкалье, куда нефтепродукты с этих заводов перестанут доходить.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх