Болгария, до сих пор противостоявшая попыткам ЕС помешать строительству российского газопровода South Stream, сдалась под давлением США. Премьер Болгарии Пламен Орешарский остановил проект в стране до разрешения противоречий с Брюсселем. «Газпрому» это грозит заморозкой проекта поставок газа в Европу в обход Украины и сохранением зависимости основного экспортного направления от отношений Москвы и Киева, пишет «Коммерсантъ». Но США заинтересованы в осложнении судьбы South Stream не только из политических соображений. По данным издания, Украина обсуждает перевод своих газопроводов под контроль американских и европейских компаний, а South Stream сведет ценность актива к нулю.
Премьер Болгарии Пламен Орешарский вчера неожиданно распорядился приостановить работы по строительству газопровода South Stream в стране из-за претензий Еврокомиссии. «После дополнительных консультаций с Брюсселем будет определен ход дальнейшей работы»,— сказал он после переговоров с тремя американскими сенаторами. Республиканцы Джон Маккейн и Рон Джонсон вместе с демократом Кристофером Мерфи вчера провели закрытую встречу с господином Орешарским, в центре обсуждения была ситуация на Украине. По итогам Кристофер Мерфи заявил, что надеется на единую позицию Европы в отношении ситуации на Украине, а Болгария прекратила сопротивляться попыткам заблокировать реализацию проекта South Stream.
Именно в этой стране будущий газопровод из России в Европу по Черному морю должен выйти на территорию ЕС. Предполагалось, что South Stream будет запущен в конце 2015 года и сможет обеспечивать поставку в Европу до 61 млрд куб. м газа в год в обход Украины, обнуляя значение ее газотранспортной системы. ЕС давно активно сопротивляется реализации проекта, с осени 2013 года официально пытаясь его остановить. Но страны—участницы South Stream, в том числе из ЕС, до сих пор не шли навстречу Брюсселю, защищая проект и игнорируя требования заморозить строительство. Болгария, кроме того, на саммитах лидеров ЕС последовательно выступала против третьей волны санкций в отношении России.
Но американцам удалось изменить позицию Софии. При этом Джон Маккейн вчера высказался за меньшее, чем сейчас, участие России в South Stream, и в частности за то, чтобы в проекте не участвовали компании, подпавшие под санкции США. Две недели назад тендер на строительство болгарской части South Stream выиграл «Стройтрансгаз консорциум» в составе ЗАО «Стройтрансгаз» и болгарской Gasproekt Jug. Российская компания подконтрольна Геннадию Тимченко, попавшему под санкции США (но не ЕС). Именно этот тендер стал для Еврокомиссии новым поводом требовать от Болгарии приостановки South Stream. Брюссель запустил процедуру устранения нарушений, которая может означать для Болгарии сокращение европейских субсидий и, если дело дойдет до суда ЕС, наложение штрафов за каждый день нарушения. Однако, несмотря на это и крайне жесткие заявления главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, София до сих пор реагировала очень спокойно: министр энергетики Драгомир Стойнев несколько раз повторил, что правительство готово обсуждать с Еврокомиссией проект South Stream, но не собирается его останавливать. Теперь Болгария сдалась под влиянием Вашингтона, который часто использует подобные полуофициальные визиты сенаторов для диалога с «проблемными» странами, где неуместно прямое участие Белого дома.
На решение Пламена Орешарского помимо внешнего давления могла повлиять и внутренняя политическая нестабильность, полагает эксперт по энергополитике Свободного университета Берлина Маттиас Дорнфельдт. В конце мая парламентская коалиция, возглавляемая господином Орешарским, с трудом отклонила четвертый по счету вотум недоверия правительству, причем главным объектом критики его оппонентов были как раз вопросы энергетики. Кроме того, осенью Болгарии предстоят досрочные парламентские выборы. Господин Дорнфельдт добавляет, что, действуя в рамках международного права, представители США не могут официально оказывать давление на Софию иначе как через Брюссель. Но, по его мнению, одной из задач недавнего визита президента Барака Обамы в Польшу, как и турне сенаторов в Болгарию, Румынию и Польшу, «наверняка является поиск поддержки для нового украинского президента Петра Порошенко и, соответственно, попытка отдалить власти восточноевропейских стран от России». Господин Дорнфельдт при этом подчеркивает, что страны юго-восточной Европы крайне заинтересованы в стабильных поставках газа из РФ и поэтому едва ли поддержат шаги ЕС, которые будут идти вразрез с этими целями.
Все более активные попытки США помешать реализации South Stream могут быть связаны с идеей продажи украинской ГТС консорциуму американских и европейских инвесторов, которая сейчас активно обсуждается. На прошлой неделе украинский премьер Арсений Яценюк объявил о реструктуризации «Нафтогаза Украины», в результате чего из компании будут выделены магистральные газопроводы и газовые хранилища. Эти активы, по словам господина Яценюка, затем предполагается «использовать совместно с США и ЕС». По данным издания, украинское правительство уже ведет переговоры с Shell, ExxonMobil и Chevron о возможном участии в судьбе ГТС. Основной вопрос заключается в гарантиях транзита со стороны «Газпрома», поскольку без них ценность и значение украинской ГТС будут минимальными. «Газпром» же не скрывает, что South Stream — это возможность избежать транзита газа через Украину. Чтобы идея участия США и ЕС в украинской ГТС была жизнеспособной, нужно сделать украинское направление транзита безальтернативным для «Газпрома».
Российское Минэнерго заявило, что пока не получало официального уведомления от Болгарии по приостановке South Stream и может поднять эту тему на сегодняшних переговорах с Еврокомиссией. «Газпром» и представитель Геннадия Тимченко отказались от комментариев, также сославшись на отсутствие официальных бумаг. По мнению заместителя главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Болгария еще может изменить свою позицию и поддержать проект, несмотря на давление США, но в таком случае София точно потребует от России дополнительных уступок, как это уже не раз происходило в последние четыре года. Кроме того, добавляет эксперт, в случае перебоев с транзитом газа через Украину Болгария пострадает первой. При этом господин Гривач считает, что отказ от Украины как от транзитной страны для «Газпрома» дело принципа и Россия будет искать альтернативные пути поставок газа в Европу, даже если South Stream построить не удастся. Одним из вариантов, который упоминал президент Владимир Путин, является прокладка газопровода через Турцию.
Мы в телеграм:
В РФ исполнено около 1,2 млн договоров на социальную газификацию
В общей сложности к настоящему времени с жителями страны заключено…
Из танкера «Волгонефть-239» откачали 70 куб м мазута
Мазут загружается в герметичные битумовозы, оборудованные системой подогрева. Всего привлечено…
ПС 110 кВ Петродворец обеспечила 30 кВт ФАПу в Ломоносовском районе Ленобласти
Энергетики построили ВЛ-0,4 кВ и смонтировали систему учета электроэнергии.
Группировку цистерн для вывоза мазута с танкера «Волгонефть-239» нарастят троекратно
Специалисты подготовили 12 цистерн для вывоза мазута, дополнительно выделены еще…
РЖД и Кузбасс заключили соглашение о вывозе угля на восток на 2025г
РЖД обеспечат транспортировку на экспорт в восточном направлении 54,1 млн…