ЭнергоНьюс

Новости энергетики

НОВАТЭК отдал СПГ Газпрому

НОВАТЭК продал трейдеру «Газпрома» 3 млн тонн СПГ со своего строящегося завода «Ямал СПГ». Теперь компания законтрактовала более 90% всех будущих объемов. Это позволит «Ямалу СПГ» начать привлечение проектного финансирования и, возможно, успеть с выходом на премиальный рынок АТР к 2017 году. Для «Газпрома» сделка также выгодна, поскольку значительно увеличивает портфель СПГ и принесет дополнительные доходы от трейдерского бизнеса, пишет «Коммерсантъ».

Маркетинговая структура «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading (GM&T) подписала с трейдинговой компанией «Ямала СПГ» — Yamal Trade — базовые условия покупки 3 млн тонн СПГ в год. Твердый контракт может быть подписан в ближайшее время. Соглашение рассчитано более чем на 20 лет, СПГ продается с нефтяной привязкой на условиях FOB в бельгийском терминале Зеeбрюгге. В начале апреля «Ямал СПГ» подписал с бельгийской Fluxys соглашение о перевалке СПГ в этом терминале с газовозов ледового класса на обычные СПГ-танкеры.

«Ямал СПГ» — проект СПГ-завода на базе Южно-Тамбейского месторождения (запасы по PRMS — 907 млрд кубометров). Предусмотрено три линии по 5,5 млн тонн СПГ в год, выход на проектную мощность — 2018 год. Акционеры — НОВАТЭК (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%).

Ранее «Ямал СПГ» договорился о продаже СПГ испанской Gas Natural (2,5 млн тонн), CNPC (3 млн тонн), Total (4 млн тонн) и Novatek Gas & Power (2,86 млн тонн). C учетом заключения контракта с «Газпромом» на данный момент распределено более 90% СПГ с проекта общей мощностью 16,5 млн тонн с год. Это позволяет «Ямалу СПГ» открыть проектное финансирование. Запуск первой очереди планируется на 2017 год, и акционеры «Ямал СПГ» спешат выйти на премиальный азиатский рынок до 2020 года, когда туда придут поставщики из США и Африки.

Контракт с «Газпромом» во многом решает для «Ямала СПГ» логистические проблемы, связанные с необходимостью поставлять как минимум половину СПГ по западному маршруту в Европу, а затем перегружать его. Срок поставки в Китай по Северному морскому пути, возможной только пять месяцев в году, занимает 18 дней, тогда как маршрут вокруг Евразии — 32 дня. Если бы «Ямал СПГ» решил самостоятельно поставлять газ в Азию вокруг Европы, ему пришлось бы дополнительно инвестировать в строительство обычных газовозов (по словам источников на рынке, такой вариант обсуждался). «Компания решила пожертвовать возможностью получения дополнительной маржи в пользу скорейшего запуска проекта»,— говорит один из собеседников, добавляя, что, хотя СПГ продается в Европе, нефтяная привязка дает проекту хорошую окупаемость.

«Газпрому», который стремится укрепить свои позиции на мировом рынке СПГ, этот контракт позволит значительно повысить гибкость и увеличить возможности GM&T по проведению торговых операций, говорит глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. За счет этих объемов можно «закрыть» контракт с индийской GAIL на 2,5 млн тонн, при этом остается еще 0,5 млн тонн для получения дополнительной маржи на спотовом рынке. С точки зрения логистики GM&T будет удобно поставлять газ на рынки Бразилии, Аргентины или Турции, что в ряде случаев может оказаться выгоднее, чем поставка в АТР, поскольку не потребуется платить за проход Суэцкого канала, отмечает господин Казьмин. Кроме того, у GM&T высвобождается предназначенный для Индии 1 млн тонн с «Сахалина-2», и этот объем можно направить для покрытия ценовых пиков в Японии или Тайване.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх