Актуально
В Крыму увеличат число АЗС с топливом в свободной продажеМинэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗСО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФОВ 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефтиРоссети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетямСтремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Судьбу мегапроекта «Роснефти» по строительству на Дальнем Востоке нефтехимического комплекса стоимостью более $18 млрд будет решать лично президент Владимир Путин. Как стало известно, профильные министерства уже представили свои заключения, и в них оказалось много вопросов. Минэнерго сомневается в расчете капзатрат, Минэкономики — в рентабельности проекта в целом, Минфин считает ненужной его господдержку. В целом источники и эксперты сходятся в том, что политическое решение о реализации проекта принято, но в его модели возможны корректировки, пишет «Коммерсантъ».
Профильные ведомства представили Владимиру Путину и правительству мнения о финансовой модели дальневосточного проекта «Роснефти» — Восточной нефтехимической компании (ВНХК), рассказали источники, знакомые с ситуацией. Речь идет о комплексе из трех очередей. Первая рассчитана на переработку 12 млн тонн нефти в год, вторая — нефтегазохимическая — потребует 3,4 млн тонн углеводородного сырья, третья увеличит переработку еще на 12 млн тонн, нефтехимию — на 2,6 млн тонн. Размер капвложений оценивается в 659,5 млрд руб. Часть суммы может быть взята из бюджета (92,8 млрд руб.) и инвестпрограмм монополий (28,4 млрд руб.). Возврат этих средств «Роснефть» предлагает осуществлять за счет компенсационных выплат в размере 137,5 млрд руб. за 20-49 лет. Внутренняя норма рентабельности (IRR) проекта оценивается в 13,2% при господдержке и 11,3% без нее.
Но министерства критикуют планы «Роснефти». В письме главы Минэнерго Александра Новака (есть у издания), направленном президенту в начале апреля, говорится, что капзатраты на инфраструктуру для первой и второй очередей завышены, кроме того, «Роснефть» не определила всех контрагентов для компенсационных выплат. Минфин требует сбалансировать денежный поток в связи с его отрицательным значением в 2011-2021 годах и полагает, что отказ от господдержки не окажет серьезного влияния на эффективность проекта.
Ряд серьезных претензий есть у Минэкономики, говорится в письме замглавы ведомства Сергея Белякова в Минэнерго (копия есть у издания). Он сообщает, что невозможно оценить объемы продаж нефтепродуктов до 2030 года из-за отсутствия анализа рынка. Такой вопрос возникал и у Минфина: как говорится в письме господина Новака, предлагается привлечь международного аудитора для независимой оценки дефицита моторного топлива на Дальнем Востоке и в АТР. Минэкономики требует пояснений по плановым затратам на поддержание мощностей, компенсационным выплатам, а IRR в 13,2% считает «не вполне обоснованным». Министерство также замечает, что отпускные цены производителей нефтепродуктов в ДФО сильно отличаются от данных «Роснефти», кроме того, оно не уверено в необходимости ввода инфраструктуры до 2020 года, когда должна заработать вторая очередь ВНХК, и требует уточнения источников финансирования.
В Минэкономики заявили, что в целом поддерживают ВНХК как один из крупнейших инвестпроектов региона, но «остаются вопросы». В Минэнерго говорят, что в докладе президенту и правительству сообщено о целесообразности реализации проекта и возможности господдержки через госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и за счет инвестпрограмм монополий. Но министерство считает необходимым снизить затраты на инфраструктуру. Источник в «Роснефти» уверяет, что чиновники не оспаривают проект, а критика была «лишь межведомственной дискуссией». Дополнительный анализ показал, что модель ВНХК состоятельна и отвечает обнародованным целям, утверждает собеседник.
Источники в правительстве говорят, что пока Владимир Путин не дал окончательных распоряжений о судьбе ВНХК. «Понятно, что проект будет реализован, но, возможно, с некоторыми оговорками. Пока есть сомнения в необходимости заявленных мощностей»,— говорит один из собеседников. По мнению Андрея Полищука из Raiffeisenbank, «политическое решение» о ВНХК принято, но по бизнес-модели «могут быть дискуссии». Аналитик полагает, что в данной ситуации было бы логичным отложить третью очередь на несколько лет, чтобы убедиться в ее необходимости.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
Минэнерго РФ не рассматривает запрет экспорта дизеля для НПЗ
Ранее правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина и дизеля…
СО ЕЭС в декабре проведет 1-й отбор агрегаторов энергоспроса в ДФО
В 1-й ценовой зоне предельный объем услуг управления спросом составит…
В 2026г Хабаровский нефтезавод планирует переработать свыше 5 млн т нефти
Автобензина планируется произвести 693 тыс т, дизтоплива — 1 млн…
Россети предложили ужесточить ответственность за самовольное присоединение «черных» майнеров к электросетям
За 9 мес 2025г в СКФО зафиксированы 94 случая хищения…
Стремительный рост экспорта СПГ из США может привести к перенасыщению рынка
Только за последний месяц в Вашингтоне был одобрен запуск 3-х…